Основные религиозные течения ислама. 73 направления

73 течения в Исламе. А какое из них выбираешь ты?

К сожалению, хадис о 73 течениях в Исламе приводят все, кто хочет приписать себя к единственно спасшейся общине, при этом намеренно или по невежеству умалчивая о других хадисах, которые раскрывают этот вопрос и дают понять, кто стоит на истинном пути и является спасшейся группой. Стоит отметить, что хадис передан в разных версиях, и суть его сводится к тому, что будут разделения. Естественно, возникает вопрос: а кто же из них прав? Посланник Аллаха ﷺ не оставил нас без ответа и дал направление, где и как искать истинный путь.

Но прежде чем заняться его поиском, важно понять, чем отличаются течения. На эту тему учёными Ислама написано множество книг, и все они сводятся к тому, что течения отличаются вероубеждением. Следовательно, необходимо найти правильное вероубеждение.

В хадисе от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сказано, что Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «О люди! Я оставил среди вас то, придерживаясь которого, вы не собьётесь с истинного пути, это Книга Аллаха ﷻ (Коран) и Сунна Его Пророка ﷺ» (Хаким в «Аль-Мустадрак»; Аль-Байхаки в «Даляиль ан-Нубувва», 5/4490).

В другом хадисе, от Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я оставляю вам две вещи, следуя которым, вы не впадёте в заблуждение: Книгу Аллаха ﷻ и мой род» (передал аль-Хаким в «Аль-Мустадраке», №4577).

Обратите внимание

Есть и третий хадис, в котором сказано: «Аллах ﷻ не даст впасть в заблуждение большинству моей общины, и, поистине, Всевышний помогает лишь большинству мусульман, а кто отклонился от их пути, тот отклонился в Ад» (передали: Тирмизи. «Сунан», №2167; Хаким. «Мустадрак», №№394, 396; Абу Нуайм. «Хулья», том 3, стр. 37).

Из этих хадисов вытекает, что правильный путь – это путь, которому следует большинство мусульманских учёных, которому следует род Пророка ﷺ, и этот путь соответствует Сунне.

Любой, кто беспристрастно станет искать такой путь – правильное вероубеждение, поймёт, что оно изложено Абуль Хасаном аль-Ашари (жил в 260 – 324 гг. по х.) и Абу Мансуром аль-Матуриди (умер в 333 г. по х.).

Этому вероучению следует большинство мусульман со времен возникновения Ислама.

Некоторые ошибочно пытаются отнести суфизм к течению, хотя суфизм – это не вероучение, а наука об Ихсане – третьем столпе религии. Также некоторые представители тех или иных течений (ложных вероубеждений) пытаются определить течения по вопросам фикха (исламского права). Это свидетельствует об их невежестве в религии.

Имам Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х./1037 м.), написавший одну из ценнейших книг, в которой повествуется о разных идеологических течениях Ислама, в главе «О разъяснении категорий Ахлю с-Сунны валь-Джамаа» отмечает: «Знайте же – да осчастливит вас Аллах ﷻ – что Ахлю с-Сунна валь-Джамаа состоит из восьми категорий людей».

Далее он пишет: «Шестая категория – это суфии-аскеты, которые обладают проницательностью и извлекают уроки, осведомлены (о мудростях Аллаха ﷻ) и извлекают пользу, довольствуются тем, что предопределил Аллах ﷻ, и обходятся малым, знают, что слух, зрение и сердце – все они будут опрошены о хорошем и плохом и будут отчитаны даже за малое, имеющее вес атома (зарра), и подготавливаются к Судному дню самым лучшим образом. Их метод в области «ибара» и «ишара» соответствует методу Ахлюль Хадиса, а не тех, кто занимается пустословием. Они совершают хорошие деяния не напоказ и не прекращают их совершать из стеснения. Их религия – Единобожие и отрицание уподобления Всевышнего (ташбих), а их мазхаб – это:

– оставление (всех дел) на усмотрение Всевышнего Аллаха;

– упование на Него и подчинение Его повелениям;

– довольство тем, что дано им для существования (удел);

– избегание возражений Аллаху ﷻ.

«Такова милость Аллаха ﷻ, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах ﷻ обладает великой милостью» (смысл 21 аята суры «Аль-Хадид»)».

(Абдуль-Кахир аль-Багдади. «Аль-Фарк Бай-наль Фирак», №273; Каир. «Мактабату Ибни Сина»).

Поэтому такие вопросы, как целование руки, совершение рабита, наличие или отсутствие охраны, не являются определяющими в правильности или неправильности пути. Хотя всему этому есть объяснения, основанные на достоверных источниках и логических доводах.

Многие заблудшие говорят о целовании руки как о поступке, которому нет места в Исламе или который не был известен во времена Пророка ﷺ, хотя их предводители целуют не только руки, но ещё и в щёку. При этом известно, что Пророку Мухаммаду ﷺ целовали не только руки, но иногда даже ноги.

От Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он, приняв участие в одном из походов Пророка ﷺ, рассказывал: «Многие бросились бежать, и я был среди них.

Важно

Мы думали: что делать, ведь мы убежали с поля боя? И решили, что придём в Медину тайно, зайдём к Пророку ﷺ и скажем: «Мы оставляем решение за Посланником ﷺ, и если есть прощение для нас – мы просим прощения, а если нет – то пусть сделает то, что посчитает нужным».

Там мы стали ждать, когда Пророк ﷺ придёт на утреннюю молитву. Когда он вошёл, мы встали и сказали, что мы – убежавшие с поля боя, повернись к нам. Пророк ﷺ ответил: «Вы уже вернувшиеся к битве» (в знак прощения). Тогда мы подошли к Пророку ﷺ и поцеловали его руку» (передали: аль-Бухари в книге «Адиб», №972; Тирмизи, №1716, сказал: «Цепочка – хасан (красивая)».

От Зариа (да будет доволен им Аллах), который был в племени Абду Кайс, передаётся: «Когда мы прибыли в Медину, то поспешили поцеловать руку Пророка ﷺ и его ногу» (передали: аль-Бухари в книге «Адиб», №975, в книге «Тарих аль-Кабир», том 3, №447; хафиз в книге «Фатхуаля аль-Иснад» написал: «Это хороший хадис», том 11, стр. 57).

Кто-то возмущается, для чего совершают рабиту, мол, её не делали сподвижники. Но если разобраться, что это такое, то данный вопрос просто отпадёт.

Имам Раббани пишет в книге «Мактубат»: «Рабита является духовной связью между учеником и духовным наставником, посредством которой ученик просит помощи, и ему отвечают на эту просьбу. Нет другого пути познания Аллаха ﷻ лучше рабиты».

Когда человек читает Коран, понимая его смысл, он всегда представляет себе то, о чём говорится в Книге Аллаха ﷻ. Это и есть рабита! Например, читаем суру «Ибрахим» – и пытаемся вообразить описанное.

Читаем про Юсуфа (мир ему), которого братья продали в рабство и который потом оказался в Египте, – и представляем, как это было. Когда мы читаем суру «Марьям», то будто своими глазами видим те трудности, которые испытала мать пророка Исы (мир ему).

Совет

В суре «Аль-Касас» тоже рассказывается множество историй. А в суре «Аль-Кахф» говорится про Хизри и Мусу (мир им), представление всего этого и есть рабита.

Сказать, что рабита запрещена, – это всё равно, что запретить размышлять над аятами Корана и представлять то, что в них описано.

Когда в канонических вопросах не остаётся существенных претензий к тасаввуфу, противники начинают искать ошибки у его представителей.

Учитывая, что ошибок и грехов нет лишь у пророков, это заведомо выигрышный для них вариант, который, однако, помогает лишь при беседе с малообразованной в религиозном плане частью общества. Кто-то пытается внедрить своё ошибочное вероубеждение, подрывая авторитет учёных Ислама.

Доходят до того, что порицают устаза за то, что его ученики охраняют учителя от злоумышленников. При этом «забывают», что, когда Пророку ﷺ или любому другому предводителю мусульман грозила опасность, их всегда охраняли верные последователи. Это само собой разумеющееся.

И не существует лучшей охраны, чем охрана Пророка ﷺ в лице храбрых сподвижников. Показательный пример: когда враги осаждали дом праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), его охраняли дети Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) и другие сподвижники.

Заблудшие не оставляли и никогда не оставят попыток опорочить, найти недостатки у истинных мусульман, поэтому следует остерегаться любого, кто так поступает.

Религия имеет три основы: Иман, Ислам и Ихсан. Каждую основу изучает отдельная наука – акыда, фикх и тасаввуф соответственно. Следуйте тем, кто практикует все три основы и в этом следуют имамам Ахлю Сунна валь-Джамаа из числа праведных предшественников и поздних алимов, следующих за ними.

Уверенность в том, что мы на правильном пути, приходит лишь с его изучением, поэтому всем нам необходимо постигать свою религию по достоверным книгам и у надёжных алимов, дела которых не расходятся со словами.

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/48569

Единственная спасшаяся от Ада община

На просторах Всемирной сети и в речах некоторых мусульман часто можно услышать обсуждение темы разобщённости представителей ислама, их принадлежности к различным течениям. При этом подобные разговоры сопровождаются отсылкой к хадису пророка Мухаммада (с.г.в.), в котором говорится, что его умма разделится на 73 течения, из них лишь одна попадёт в Рай, а остальные окажутся в Аду.

К сожалению, иногда основанная на этом хадисе тема становится обоснованием для действий радикального характера, а сам факт разделения мусульман на разнообразные течения оценивается как, безусловно, отрицательное явление.

Тем не менее, всё не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Например, в Коране есть следующий аят:

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты…» (6:159)

Некоторые авторитетные исламские богословы отмечали, что в данном случае речь идёт о христианах и иудеях, тогда как другие приводили доводы о том, что этот аят касается, прежде всего, мусульман. Не вдаваясь в подробности дискуссии, отметим лишь, что плюрализм мнений является для Корана совершенно нормальным явлением. В качестве подтверждения можно привести аят из суры «Худ»:

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих» (11:118)

Обратите внимание

В этой связи разногласие в среде мусульман по целому ряду вопросов вероучения стало закономерным явлением, о котором говорил сам Пророк Мухаммад (с.г.в): «Подобно тому, как сыны Израилевы разделились на 72 группы, так и моя община распадётся на 73 течения. Только одна из них сможет попасть в Рай, остальные окажутся в Огненной Геенне» (хадис от ат-Тирмизи).

В источниках изречений Посланника Всевышнего (с.г.в.) есть несколько версий этого хадиса.

Различия касаются его первой части, где говорится о сынах Израилевых, середины хадиса, в которой ведётся речь о числе течений, и конца высказывания, повествующем о попадании разделившейся общины Мухаммада (с.г.

в.) в Ад. За исключением последнего случая, отмеченные разночтения практически никак не влияют на смысл высказывания.

Гораздо более интересным и важным является богословская дискуссия, которая ведётся несколько столетий, относительно признания этих слов Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Первая группа исламских учёных полностью соглашается с этим хадисом, не ставя под сомнение его соответствие Корану.

Другой лагерь богословов придерживается противоположной точки зрения, отказываясь признавать хадис достоверным. Здесь следует остановиться поподробнее.

Так, современный богослов Юсуф аль-Кардави склонен отвергать хадис о 73 течениях из-за его отсутствия в сводах достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима. Этот довод является спорным, потому как величайшие хадисоведы не ставили перед собой цель непременно собрать все достоверные высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.

), о чём они открыто сами заявляли.

Другими аргументами богослова выступают смысловое противоречие хадиса кораническим положениям о попадании уверовавших людей в Рай, а также наличие разных версий хадиса, что, по его мнению, свидетельствует о недостоверности высказывания и, соответственно, невозможности использовать его в качестве довода при решении шариатских вопросов.

Другой наш современник, покинувший этот мир шахидом в 2013 году, сириец Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты не отвергает хадис о 73 течениях.

Однако он предлагает весьма любопытную его трактовку, которая позволяет решить существующие проблемы, в частности, использование этого изречения Пророка Мухаммада (с.г.в.

) радикальными проповедниками для вербовки в ряды своих преступных организаций новых рекрутов.

Так, сирийский богослов отмечает, что ни в одной из версий хадиса не говорится о мусульманах как таковых. В изречениях используется выражение «моя община». Саид Рамадан аль-Буты говорит, что в данном контексте речь идёт об общине призыва, с которым пришёл в этот мир Пророк Мухаммад (с.г.в.).

Важно

Кроме того, в арабской версии хадиса, когда упоминаются течения, используется не слово «фирка», которым обозначают группы внутри ислама, а термин «милля», служащий для обозначения отдельной религии.

Рассматривая хадис именно под таким углом, мы видим, что течениями внутри общины призыва будут уже не отдельные мусульманские группы, а другие религии. Тем самым снимается противоречие о попадании мусульман в Ад. Фактически спасшейся группой будет являться вся исламская умма. Таким образом, общиной Мухаммада (с.

г.в.), по сути, является всё человечество с начала его пророческой миссии, ведь коранический призыв будет актуален до Судного дня.

Трактовка Мухаммада Саида Рамадана аль-Буты позволяет решить множество проблем, которые провоцируются отсутствием знания у мусульман и недобросовестными умыслами разного рода проповедников и идеологов.

Источник: https://islam.global/verouchenie/vera/edinstvennaya-spasshayasya-ot-ada-obshchina/

Направления и течения в исламе

Ислам дал миру новые государства, ими должен был кто-то управлять. А о сущности государства и передаче власти ни Мохаммед, ни Аллах ничего не сказали. Вопрос об этом с стал главной причиной расколов в исламском мире.

Теперь в исламе масса духовных направлений. Сам пророк предсказывал, что после его смерти будет 73 секты, и только одна попадет в ад. Это явилось оправданием для сектантства в исламе.

Давайте сравним расколы в христианстве и в исламе.

В христианстве главным носителем веры является церковь, в исламе единой церкви нет. Носителями веры являются факихи – знатоки религиозных наук. В результате, расколы возникали именно между ними. Все стихи Корана можно толковать по-разному. Не было систематизированного исламского богословия. Для всех мусульман нет единых критериев того или иного положения.

Уже через 30 лет после смерти Мохаммеда исламская община раскололась на три неравные части: сунниты, шииты и хариджиты. Наиболее многочисленны сунниты. Полное их название: люди Сунны и согласия. Основные их принципы следующие – они не признают посредничества между людьми и Аллахом, единственным посредником был пророк.

Сунниты считают, что именно они следуют истинным учениям Мохаммеда и спасутся в конце света. У суннитов нет свода догматов: они акцентируют внимание на следование сунне и на выбор халифа. Действительно всенародных выборов нет, выбирал узкий круг людей.

Сунниты признают только первых четырех халифов, шесть канонических сводов Корана, а также 4 суннитских масхаба (маликитский, шафиитский, ханбонитский).

Но сунниты сами не горели желанием выделиться. Они оформили свое каноническое противостояние шиизму, который стал активен на рубеже IX-X вв. Они не представляли единого конгломерата верующих.

Совет

Каждый суннит-священник мог претендовать на праведность своего учения. Лишь под угрозой от шиизма сунниты оформили свою веру и выделились. Самыми строгими защитниками правоверия выступили ханболиты.

Читайте также:  Самые знаменитые цитаты путина

Суннизм имеет сегодня несколько течений внутри себя, которые угрожают остальным людям, не мусульманам:

1)        Ваххабизм, ваххабиты. Ваххабизм основан на ханбонитском масхабе. Цель ваххабитов – очистить ислам от вредоносных частей политеизма. Появление ваххабизма связано с тем, что люди стали обожествлять природные явления и людей. Для ваххабитов это было неприемлемо, для них главное – хадисы пророка.

Сопутствующими явлениями веры ваххабиты считали отказ от роскоши, от всего, что напоминает о многобожии. К примеру, в качестве украшения воспринимался минарет. Также нельзя упоминать в молитвах других пророков. Запрещено было жечь табак, употреблять обидные слова и брить бороды.

Основатель ваххабизма Абдул-Маххаб считал, что главных целей у ваххабизма две: очищение ислама от политеистических наслоений и джихад. Ваххабизму на ранних этапах существования был свойственен крайний фанатизм. Например, ваххабиты были против любых гробниц, в начале XIX века они захватили Мекку, разрушили ряд священных мест, даже осквернили могилу пророка.

Ваххабиты сильно набрали вес в ХХ в., в частности на Северном Кавказе и в Индии, среди индийских мусульман. Сунниты в отдельных странах составляют 90% населения. Только в Иране и в Ираке большинство населения – шииты.

2)        Слово «шиит» происходит от арабского аш-ши’а – «присоединяться к чему-либо», в грубом переводе «партия». По факту, шииты появились как политическая партия, а не как религиозное течение. Образовались шииты при жизни Али, они отказались присягать Абу Бакру.

Шииты утверждали, что истинная власть должна быть по линии кровных наследников Мохаммеда. Именно Али в браке с последней дочерью Мохаммеда Фатимой дал ему потомков мужского пола – Хасана и Хусейна. Шииты считали, что именно они могут стать родственниками Мохаммеда, только через них передается божественная благодать.

Обратите внимание

По факту, шииты не присягнули Абу Бакру, но в последствии выступали против последующих двух халифов – Хомара и Османа. Шииты со временем теряли поддержку, т.к. суннитский ислам ширился. Но под шиитскими лозунгами шли восстания, направленные на улучшение жизни.

В средние века шииты распадаются на крайних и умеренных, от них снова отпочковываются ответвления, но все они едины под лозунгом верности Али. Они хранят верность 12 имамам:

a.             Мохаммед,

b.             Али,

c.             Последний пророк жил в XII веке, его тоже зовут Мохаммед, он исчез при загадочных обстоятельствах. Он путешествовал со своей свитой и удалился в пещеру в Ираке в местности Самарра.

Его долгое время не было, свита направилась его искать, но не нашла пророка ни живым, ни мертвым, и следов возможных убийц не нашли.

Появилась версия, что он стал невидимым, скрылся от глаз, но до сих пор присутствует среди людей и будет ходить до скончания времен.

Шииты – носители идеи махди, мессии, который придет в конце времен и заступится за людей. Шииты не признают толкования хадисов, которые признают сунниты, т.к. из них было изъято главное – упоминание об Али и его праве на престол.

Они добавляют к Корану 115-ую суру, в которой указывается, что Мохаммед – товарищ Али. Они признают формулу: «Нет бога кроме Аллаха, Мохаммед его пророк, а Али – его товарищ».

Шиизм оказал влияние на политические движения в странах востока: в Йемене, Иордании, Бахрейне.

Важно

На самом деле, шииты в смысле приверженности основ ислама гораздо более ортодоксальны, чем сунниты. Они считают, что праведна лишь та сунна, которая была составлена при жизни пророка. Большинство текстов шиитских хадисов (они называют ахбары) совпадают, но у них присутствуют некоторые другие тексты, а также по цепочке передачи они разнятся.

Единственное правовое отличие суннитов от шиитов в том, что шииты признают временный брак. Сунниты отменили этот обычай при Хамаре. У шиитов есть идея искупления чужих грехов через собственные страдания. Смерть имама обязательно должна быть мученической.

Главные святыне шиитов – города Куфа, Неджеф и Кербела. Куфа – первый мусульманский центр в Ираке. Именно здесь был отравлен и убит халиф Али.

Здесь предание говорит о том, что он умер от отравленного меча и завещал казнить убийцу, а свое мертвое тело привязать к коню и пустить его по пустыне – где конь остановится, там и будет могила Али. На месте могилы возник красивый город Меджеф.

Могила Али – одновременно и усыпальница, и мечеть. Тут находится и хранилище, куда приносят свои подарки Али паломники.

В 80-ти километрах от Неджефа находится Кербела, это главный центр духовного образования шиитов. Также у них существует траурная декада Ашура.

В каждый из этих жней происходила смерть одного из имамов шиизма, потому всю декаду проходят траурные митинги и плач. Для шиитов главными цветами в одежде являются красный, зеленый и черный.

Черный – знак траура, красный – символ дани красному флагу, под которым сражался отряд Хусейна, зеленый цвет – цвет ислама.

Совет

Шиизм делится на множество течений. Одно из главных – исмаелиты. Это течение возникло в VIII веке во время правления шестого имама шиитов. У имама Джафара в живых осталось два сына: Исмаил и Мусса. В 762 году Исмаил умер, еще при жизни отца. По идее, Джафар должен был передать власть Мусе.

Но сторонники Исмаила объявили, что престол должен перейти к внуку Джафара – Мохаммеду. Их и назвали исмаелитами. Остальных называли имаматами. То есть, шииты раскололись на имамитов и исмаелитов. Исмаелиты продолжали раскалываться. Раскол произошел быстро.

После кончины Мохаммеда одни исмаелиты посчитали, что на этом святые имамы кончились, и надо ждать прихода Мессии. Эти люди стали называть себя крматами. Были и другие, те, кто продолжил отсчет святых имамов после смерти Мохаммеда.

Их было меньшинство, они бежали от преследований в Сирию и провозгласили это направление скрытыми имамами.

В начале Х века в Египте к власти пришла Исмаелинская династия фатимидов. В 1094 году они раскололись на низхаритов и мусалитов. Последние стали крупнейшим ответвлением

Течение имамитов было единым и господствовало на территории Ирана. На сегодня имамизм – официальная концепция Ирана, где 80% населения – шииты-имамиты.

Хариджиты (в переводе «ушедшие»). В 656 году, когда скончался праведный халиф Осман, на пост халифов претендуют Али и Муавия, который управлял Сирией. Между ними разгорелась война, в ходе которой против Али выступала Аиша, жена Мохаммеда.

Сторонники Муавии потерпели поражение, но, когда сторонники Али хотели их добить, сторонники Муавии подняли на копья свитки Корана.

Обратите внимание

Али пошел на переговоры, и от него ушли хариджиты – самые радикальные его сторонники, а также Муавия сохранил за собой Сирию.

Есть еще интересное направление ислама – суфизм. Суфии – это люди в белокрасных костюмчиках, в длинных шапках, они кружатся, поют песни. Суфии – сторонники мистического восприятия ислама. Их задача – духовное очищение для общения с богом. Отличительная черта Суфиеф – их приверженность простой одежде.

Слово суф в переводе означает «шерсть». Первые суфии сидели в грубой одежде у мечетей и неустанно молились. Это аскеты, люди, которые идут по пути отказа от мирской суеты, строго следуют сунне. Впоследствии суфии демонстративно отказывались от всех благ жизни, противостояли ортодоксальному исламу.

Взаимное призвание суфизма и суннизма происходит в XI веке.

Суфийские братства называются тарика. Принцип передачи знания от учителя к ученику. Дипломом суфийского образования считалось вручение красно-белого рубища от учителя к ученику. Внутренняя организация суффийских братств строго организована.

Во-первых, нужно следовать правилам шариата; во-вторых, надо выбрать духовного наставника и пройти строгий курс духовного послушания; и, наконец, достижение истины, когда не хочется ничего, кроме как раствориться в Боге. У суфиев есть свои святые, могилам которых поклоняются.

Суфии с пиететом относятся к чудесам: к хождению по воде, левитации.

На сегодня в исламе три основных течения: суфизм, суннизм и шаизм.

07.12

Ваххабизм и салафизм – это синонимы, представители этих течений ратуют за возвращение к раннему исламу.

Источник: https://students-library.com/library/read/31734-napravlenia-i-tecenia-v-islame

Течения ислама

Сохрани ссылку в одной из сетей:

содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Религиозные течение в Исламе: Сунниты 5

  2. Шииты — партия Али 7

  3. Мистическое течение Ислама – Суфизм 10

  4. Ага Хан IV и Исмаилиты 12

  5. Ваххабизм или Салафизм 15

Заключение 17

Список литературы 18

В Исламе существуют два основных направления: сунниты и шииты. Раскол этот, положивший начало огромному числу восстаний и войн, уходит в глубь веков ко времени кончины Пророка Мухаммеда. В Исламе нет принуждения. Пророк, умирая, хотел видеть своим преемником (халифом – заместителем Пророка (арабск.)) своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба.

Дело в том, что Али с юных лет рос в семье Пророка, так как его собственный отец был не в состоянии обеспечивать все свое потомство необходимым достатком, и родственники, в том числе и Мухаммад, взяли некоторых из его детей к себе на воспитание. Али вырос в семье Пророка и наполнился внутренним духом исламской религии.

Он был практически примером истинного мусульманина, прекрасно знакомого не только с внешней стороной обрядов, но, что намного более важно, с внутренним духом исламской религии. Али был воспитанником Пророка, а это значит, что языческие предрассудки и ложные обычаи не коснулись его. Простые люди уважали его за смелость в бою, бескорыстие, желание помочь ближнему и справедливость.

Важно

Он участвовал во всех битвах и походах молодой исламской общины. Али еще десятилетним мальчиком принял Ислам. Он был третьим человеком в Исламе после Пророка (вторым была первая супруга Пророка Хадиджа, мать дочери Пророка Фатимы, которая станет супругой и соратницей Али).

В течение последнего года своей жизни Мухаммад часто на людях подчеркивал исключительное положение Али среди других сподвижников, что отражено в мусульманском предании (хадисах). Пророк хотел, чтобы мусульмане обратили внимание на его слова, и, выбирая халифа, после того, как Пророка не станет на этом свете, учли бы его волю, так как это одновременно и воля Всевышнего.

Он хотел лишь их добровольного подчинения, а не результата, достигнутого жестким диктатом сверху. Таков Ислам. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии».

Однако, сподвижники, многие из которых сформировались как личности еще в язычестве и несли с собой все пережитки и предрассудки невежественной эпохи, в большинстве своем отвергли волю Посланника Аллаха и путем закулисных интриг, тайно, когда Али и члены его семьи были заняты подготовкой похорон Мухаммада, выбрали правителем Абу Бакра, одного из представителей племени курайш (арабской племя, которое владело священным городом Меккой). Таким образом, права семьи Пророка на свое законное наследие были попраны, а первый камень в основание халифата был положен криво. Напрасно дочь Пророка Фатима, супруга Али, пыталась открыть наиболее влиятельным сподвижникам Пророка глаза на происходящее. Все ее попытки достучаться до людей прошли в пустую. В знак протеста, она, умирая, велела похоронить себя тайно ночью, и до сих пор неизвестно, где находится ее могила. Начав отступать от чистоты первоначального Ислама, сподвижники Пророка зашли очень далеко на неправедном пути. Они, в большинстве своем, продолжали жить старыми языческими категориями. Слабые протесты отдельных личностей не дали эффекта. Это привело к последующим еще большим искажениям, появлению угнетения среди мусульман, расслоению общины на богатых и бедных, постепенному нарастанию внутренних противоречий. Результатом явилась междоусобная смута и убийство третьего халифа Усмана, при котором пропасть между богатством и бедностью стала особенно огромна. Наиболее деятельная часть мусульман, которые помнили о чистоте религии времен Пророка, избрали халифом Али. Но наместник Сирии Муавийя из рода Омейядов, очень богатый человек, представитель влиятельной семьи, владевшей несметными сокровищами, доставшимися мусульманам в ходе покорения новых земель, выступил против нового халифа, что привело к гражданской войне внутри халифата. Сторонников Али называли – «шиат Али», то есть партия Али. Отсюда пошло название «шииты». Суннитами же, в последствии, через много лет, стали назвать тех, кто не осуждает Муавийю и основанную им династию Омейядов, а также первых трех халифов, правивших до избрания Али (Абу Бакра, Умара и Усмана), как узурпаторов. И шииты, и сунниты в настоящее время, тем не менее хорошо относятся к Али так как это был достойнейший человек и видный сподвижник Пророка. Сейчас примерно 90% мусульман в мире относятся к суннитам. Но социальную революцию в мусульманском мире, воплотившую стремление к справедливому общественному устройству, в ХХ веке совершили только шииты в Иране.

СУННИТЫ (араб. ахль ас-сунна) – приверженцы сунны. Это понятие появилось после смерти Мухаммада © в 8 в., когда в исламе возникло несколько группировок. Наряду с хариджитами, шиитами, мурджитами и муа'тазилитами, большинство мусульман относили себя к суннитам, что толковалось как следование Корану и сунне пророка и его сподвижников.

Появление суннитов аргументировалось хадисом, в котором якобы сам пророк Мухаммад сказал, что после его кончины община распадется на 73 общины (фирка, мила), из них только одна община (ахль ас-сунна ва-ль-джама- люди сунны и согласия) «спасется», то есть попадет в рай.

Под суннитами подразумеваются те, кто придерживался принципов, провозглашенных пророком.

Иногда суннитов называют ахль аль-хакк, то есть «люди истины», в противовес им существуют ахль ад-далала, то есть «заблудшие». Подобное разграничение условно, так как в исламе не существует четких критериев для обозначения истинного правоверия.

Позднее богословы неоднократно обращались к толкованию смысла «правоверие» в вероучении. Однако существующие внутри ислама религиозно-правовые школы (мазхаб, мазахиб – мн. ч.) по-разному толкуют понятия «вера», «предопределение», «божественные атрибуты».

Периодически правители пытались вообще запретить все богословские диспуты. В частности, в 1017 аббасидский халиф аль-Кадир издал указ, под угрозой наказания запрещающий вести какие-либо споры относительно правоверия.

Это был первый документ, в котором была сделана попытка объяснить, кто соответствует понятию «правоверный».

Совет

Суннитский ислам так и не создал единой общепризнанной в суннитском мире богословской школы и общей суннитской религиозно-исторической литературы (доксографии). Следует отметить, что как и все остальные мусульманские общины, суннитские группы не свободны от этнических особенностей. Считается, что до 90% мусульман исповедует суннитский толк ислама.[1]

Особенности суннизма

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

1.Религии мира. Энциклопедия, т.6., ч.2. Москва «Аванта +».1999 г. — 686 с.

принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности

правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.

Суннизм неизвестно точно когда оформился этот термин, но до сих пор этот термин имеет гораздо большее четкое содержание, чем термин «шиизм», который образовался из-за группы людей, которые призывали Али быть Халифом.

Шииты— — общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама — шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину — умму, быть имамом.

Читайте также:  Гейдар алиев – третий президент азербайджана: биография, фото и память

В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

Обратите внимание

Территория проживания арабов-шиитов — это 70 % мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).

Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно. Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна (внука Мухаммада, сына Али и Фатимы) в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в 749–750. Но даже в Иране до конца 15 в. суннизм был преобладающим направлением.

Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама (в противовес выборному лидеру мусульманской общины), с приходом которого должно установиться царство справедливости, стал знаменем народных (преимущественно крестьянских) движений в большинстве провинций.

Среди них восстание жителей Куфы против омейадского халифа Хишама (739–740), Абу Муслима (747–750), зейдитские восстания в Хиджазе в 762–763 и 786, а также в 9–10 вв. в Иране.

Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие на базе разногласий по поводу того, кто из Алидов достоин имамата. Основные ветви шиизма: кайсаниты (исчезли в 11 в.), зейдиты, имамиты. Эти течения обычно относят к «умеренным», в отличие от исма'илитов которых считают «крайними».

Внутри этих подразделений возникали новые течения, исчезали или видоизменялись старые. Различие между «крайними» и «умеренными» появилось уже в первые столетия ислама.

Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате высказыванием Мухаммада (относящемуся к 628): «Кто признает меня своим господином (маула), тот должен и Али признать своим господином».[2]

Шииты-имамиты признают 12 имамов, первым из которых был Али и его сыновья (Хасан и Хусейн) от Фатимы, дочери пророка Мухаммада.

Далее линия имамов была продолжена потомками Хусейна, которые в условиях господства Аббасидов не претендовали на власть, вели пассивную и мирную жизнь.

Но, опасаясь, что Алиды могут стать знаменем борьбы против них, халифы окружили их шпионами, постоянно подвергали репрессиям, из-за чего смерть каждого из Алидов считалась результатом происков правящих кругов. Это способствовало утверждению культа мученичества.

Последний (12-й) имам исчез в возрасте 6 (или 9) лет не позднее 878. Возникла легенда, по которой, он не умер, а находится под покровительством Аллаха, и должен вернуться. Народные массы связывали с возвращением «скрытого имама» надежду на социальный переворот в религиозной форме.

«Скрытого имама» также называют сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Имам в шиизме (в отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем «божественной субстанции». Учение об имамате является краеугольным камнем шиитской догматики.

Важно

Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф (исключая Мухаммада) не может претендовать на сверхъестественные качества. Кроме того, в шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются аятолле.

В частности, муджтахиды (религиозные авторитеты) имеют право на высказывание мнения (иджтихад) по спорным проблемам. Коран, а также другие религиозные источники (Ахбар Али – (иначе хадисы) предания об Али, антитеза сунне Мухаммада) трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия захир – видимого и батин – скрытого смысла.

Сам имам является обладателем тайного знания, которое включает в себя оккультные науки и все знания о мироздании.

Шиитские предания об Али (включающие также предания о Мухаммаде и о потомках Али) основаны на информации, носителями которой являются имамы. Однако есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов, принимаемых суннитами.

Источник: https://works.doklad.ru/view/To67Yk2i0M0.html

Сколько направлений существует в исламе

В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII века возникли три направления: хариджиты (араб. «хараджа» – выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (араб. «шиа» – приверженцы, партия; по-другому «Шиат-Али» – партия Али).

Подробнее: Book-Science.ru

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений.

И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам: «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103).

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:

Суннизм — самое крупное направление в исламе, ведь почти 90% мусульман всего мира являются суннитами. В качестве источников вероучения признают Коран и Сунну, считают праведными всех четырех халифов после Мухаммеда. Таким образом, суннизм всегда являлся официальной религией Арабского Халифата и придерживался принципов, провозглашенных пророком.

Пожалуй, ни одна религия за свою историю не избежала раскола, приведшего к формированию новых течений внутри единого учения. Ислам не является исключением: в настоящее время насчитывается с полдесятка основных его направлений, возникших в разные эпохи и при разных обстоятельствах.

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
полный текст

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане u2013 на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю».(Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128)

Подробнее: islam.moi-vopros.ru

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Так впервые разделился ислам.

В отличие от различных языческих вероисповеданий концептуальные мировые религии настолько объемны, что зачастую они разделяются на отдельные течения. Существуют и свои течения в исламе, о которых, к сожалению, знает далеко не каждый, хотя большинство мусульман хотя бы раз об этом слышали.

Подробнее: tanci-kavkaza.

ru

К сожалению, хадис о 73 течениях в Исламе приводят все, кто хочет приписать себя к единственно спасшейся общине, при этом намеренно или по невежеству умалчивая о других хадисах, которые раскрывают этот вопрос и дают понять, кто стоит на истинном пути и является спасшейся группой. Стоит отметить, что хадис передан в разных версиях, и суть его сводится к тому, что будут разделения. Естественно, возникает вопрос: а кто же из них прав? Посланник Аллаха ? не оставил нас без ответа и дал направление, где и как искать истинный путь.

При изучении ислама бросается в глаза большое многообразие течений внутри него. Что это — многообразие в рамках некоего идейного единства, или же каждое течение в исламе самодостаточно? Как различные течения ислама относятся друг к другу и какое из них ближе к первоначальному исламу? Попытаемся найти ответы на эти и другие вопросы в сегодняшнем интервью.

Подробнее: stavroskrest.ru

Существует распространенное мнение, что мусульмане – это единый организм, который, в случае чего, ринется на весь немусульманский мир, объявив ему джихад.

Если один мусульманин выскажется по какому-либо поводу, почему-то считают, что с ним согласится вся мусульманская община.

Совет

По этому поводу я уже писал в начале своей статьи, с которой вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: Как рождается ложь об Исламе.

Суннизм — самое крупное направление в исламе, ведь почти 90% мусульман всего мира являются суннитами. В качестве источников вероучения признают Коран и Сунну, считают праведными всех четырех халифов после Мухаммеда. Таким образом, суннизм всегда являлся официальной религией Арабского Халифата и придерживался принципов, провозглашенных пророком.

Источник: http://www.chsvu.ru/skolko-napravlenij-sushhestvuet-v-islame/

Направления, течения ислама, Суннизм — История религий Библиотека русских учебников

ГлавнаяРелигиоведениеИстория религийПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

После смерти. Мухаммеда время от времени в мусульманстве возникала проблема избрания халифа — преемника. Пророка, повелителя правоверных. При первом халифа. Абу. Бекра, который был одним из ближайших соратников и но и тестем.

Мухаммеда, мусульманство сохраняло единство, ибо эта кандидатура устраивала как. Ажара (жителей. Медины, которые позволили. Мухаммеду и прибывшим с ним мухаджиров поселиться там), так и мухадж ирив (лиц, переселившихся вместе с. Мухаммедом в. Медину). Абу.

Бекр правил в течение 632-634 грр.

Следующий халиф -. Омар находился на верховном мусульманском пост в течение 634-644 гг, отдавая много времени и сил мусульманской экспансии па близлежащих землях. Уже тогда вызревала достаточно мощная и энергичная оппозиция из рода. Омейядов, представитель которой -. Осман стал третьим халифом (после убийства рабом. Омара). Вий правил в 644-656 гг, тоже насильственно был лишен жизненноиття.

По четвертого халифа. Али (656-661) — двоюродного брата. Мухаммеда, женатого на его младшей дочерью. Фатимой, возникла жестокая борьба между. Омейядами, которые не признавали его власти, и сторонниками. Али которые считали, что право на религиозную власть принадлежит только потомкам. Мухаммед.

результате этой борьбы в VII в сформировались два направления ислама — суннизм, объединивший сторонников. Омейядов, и шиизм, где сплотились сторонники и потомки. Али временем сформировалась секта хариджитов, я которая отрицала власти обеих группировокнь.

Суннизм

Это наиболее ортодоксальный (правоверный) направление ислама. Его сторонники признают не только. Коран, но и. Сунну, называют себя»ахль. Асунах»(люди. Сунны), считают, что именно они придерживаются традиций. Пророк ка. Формально суннитом считают того, кто признает первых четырех халифов, достоверность.

Сунь, придерживается ее ритуальных, бытовых, социальных правил. Суна, будучи. Священным преданием ислама, является вторым п осле. Корана источником вероучения (Большинство мусульман мира — 90% являются суннитами). Изложенная она в форме высказываний.

Мухаммеда и рассказов (хадисов) его деяний людьми, которые близко знали пророко знали пророка.

Некоторое время суннизм был официальной религией арабского халифата. В отличие от шиизма, не признает какого-либо посредничества между. Аллахом и людьми, кроме. Мухаммеда, отрицает тезис об особой природе. Ал ли и особое право его потомков на имамат.

Обратите внимание

Имамат — институт верховного руководства мусульманской религиозной общиной, который сосредоточивает светскую и духовную власти

Суннизм распространен в. Средней. Азии,. Закавказье,. Поволжье,. Сибири, на. Урале, в. Малой. Азии, в. Египте,. Северной. Африке. Он охватывает различные школы, течения, секты, среди которых существует значительная разница по в толкование праздников, элементов молитв и других ритуальных обрядов, молитвенных учреждений, структуры религиозных объединений, духовенства тощо.

В рамках суннизма сформировалось много течений и школ, которые, исповедуя основные принципы, имеют определенные отличия

Суфизм. Это мистико-аскетическая течение в суннизм. Первыми суфиями считают аскетов, живших в. Ираке и. Сирии в конце VIII — начале IX вв, пытаясь понять смысл. Корана. Суфии строго придерживались ь его предписаний и. Сунны, постов, принимали обеты.

Они были равнодушными к богатству и невзгод жизни, считая главной целью лишения личных качеств и получение божественных, то есть прямое соединение я с божественной»истиной»Сейчас суфизм потерял былую популярность, однако в отдельных странах его позиции еще достаточно прочные.

Это очень неоднородна, разветвленная течение, в которую входят отдельные братствь окремі братства.

Чиштия. Как суфийских братств зародилось в. Восточном. Иране, окончательно сформировалось в начале XIII в в. Индии. К нему принадлежали не только мусульмане.

Братство было строго централизованное, пока в середине XIV в в нем не возникло несколько ответвлений, два из которых (сабирия и низамия) оказались жизнеспособными.

Чиштия придерживалось принципа всеобщего равенства, отказывалось от любых контактов с властями, игнорировало материальные накопления, запрещало попрошайничество (суфий должен добывать себе пищу своим трудом), употребление алкоголя, наркотиков, табактютюну.

Важно

Сенусия. Это суфийских братств, основанное в 1837 г алжирским марабут (членом мусульманского военно-религиозного ордена дервишей — монахов нищих). Мухаммедом. Ибн. Али ас-Сенуси. Впоследствии сенуситы пер ренеслы свою деятельность на территорию современной. Ливии.

Братство сенуси выдвинуло лозунги борьбы за возвращение к»чистоты раннего ислама», выступало против распространения европейского разлива, провозгласило един й священной книгой ислама. Коран. Современные руководители. Ливии считают сенуситив мусульманскими реакционерами. Кроме. Ливии, братства сенуситив действуют в. Египте,.

Судане, в некоторых государствах. Западной. Европ. Західної Європи.

Саадия. Братство основано в начале XIV в в. Дамаске. Саад ад-Дином аль-Джибави. Исповедует суровый аскетизм. Некоторые традиции сохранились в. Египте,. Сирии,. Югославии

Сухардия. Родиной его является. Багдад, где оно было создано в конце XI в. Омаром ас-Сухраварди, который проповедовал умеренные суфийские взгляды. Учение особенно распространилось в.

Индии, от индуистов и буддистов позаимствовав некоторые мировоззренческие положения и элементы психотехники йоги. В XVI-XVII вв распалось на несколько самостоятельных ответвлений: шаггария, бахайя,. Джалалия.

На западе исламского мира последова последователями сухардия считали себя братства ширелия, рахмания, хабибия, деркавия да и та ін.

Мавлани. Братство основал поэт. Джалал аддин. Руми по прозвищу. Мавлана (араб -«наш хозяин»). Сначала в нее входили представители средних и низших городских слоев, но постепенно оно объединило а аристократов, участники которого должны были зарабатывать на жизнь. Попрошайничество было категорически запрещеночно заборонено.

мюридизма. Как религиозно-мистическое течение сформировалась на. Северном. Кавказе в XIX в. В ее основе — принципы суфизма по сближению человека с. Богом, культа бедности.

Совет

Основным лозунгом был джихад — священная ресниц йна за веру против тех, кто отрицал идею исламского теократического правления. Главной целью идеологи кавказского мюридизму считали исламское господство.

Наибольшего развития достиг в 30-40-е годы XIX в, когда на. Кавказе было создано. Имамат. Шамиля, просуществовавший до 18591859 р.

Накшбандия. Руководителем этого суфийского братства был. Бах ад-Дин. Накшбанди. Начиная с XV в, стало распространенным (после кадирии) братством, дав несколько мощных ответвлений, которые переросли в самостоятельные ни братства. Братство накшбандия всегда было активным в социально-политической сфере.

Заметная его роль в утверждении ислама в. Средней. Азии и. Восточном. Туркестане, среди киргизских народов. Для накшбандии обязательными с контакты со светскими властями в вопросах интересов простых людей.

Этим обусловлена ??политическая активность братства возражает аскетизм (все члены братства есть мирянами), особое внимание уде ет духовному общению учителя и. УЧНя й учня.

Ваххабизм. Как суфийского учения основано в. Аравии в XVIII в. Мухаммедом. Ибн. Абд аль-Ваххаб. Проповедует возвращение к чистоте раннего ислама времен. Мухаммеда, строжайшее соблюдение принципа единобожия я,»братство мусульман», отказ от поклонения святым местам. Выступает против роскоши, корыстолюбия, ростовщичествова, лихварства.

Читайте также:  Почему легендарный автомобиль "победа" назвали победой

Ваххабизм достаточно радикален в вопросах веры, в борьбе со своими религиозными противниками, объявляя»священные войны»против неверных. Его положено в основу официальной идеологии. Саудовской. Аравии. П. Последователи ваххабизма живут в. Арабских. Эмиратах. Персидского залива, во многих странах. Азии,. АфрикАзії,. Африки.

Мутазилиты. Как создатели первой в исламе теологической системы рационалистического направления, проповедовали единство и чистую духовность. Бога. Коран считали источником религиозной истины, но предполагали его но егоричне толкования, не признавали слепого соблюдения наступитов.

Среди разнообразия суннитских группировок выделяются братство. Ансария, ханбалиты (отстаивают религиозный буквализм, отрицают свободу взглядов, фанатично придерживаются обрядовых и правовых норм шариата) асхаб (сподвижники. Мухаммеда, которые активно участвовали в создании мусульманского государства, и их последователи.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/religiovedenie/istoriya_religiy_-_lubskiy_vi/napryami_techiyi_islamu.htm

3.3 Генезис ислама. Основные направления ислама

Среди приверженцев ислама бытует мнение о том, что Мухаммед не назначил после себя наследника. Перед погребением пророка халифом был избран Абу Бакр, отец любимой жены Мухаммада Айши.

Наряду с этим было известно о приверженности Магомета к своему зятю Али, мужа дочери Фатимы и отца двух его внуков Хасана и Хусейна. Это вызвало слухи о том, что преемником мог быть выбран именно Али.

Однако, чтобы спасти целостность уммы Али и его сторонники приняли избрания халифом Абу Бакра. Абу Бакр был уже пожилым человеком и Али не сомневался, что вскоре он займет его место.

Обратите внимание

В 634 г. Абу Бакр умер, но назначил преемником Омара (634-644), одного из своих военачальников. При халифате этого великого стратега (634-644) победы мусульман нарастали с головокружительным успехом: разбитые в битве при Ярмуке, византийцы в 636 г. оставляют Сирию. В 637 г. восторженно Антиохию, в том же году распалась Сасанидская империя. В 642 г. завоеван Египет, 694 г. — Карфаген.

К концу VII века. ислам господствует в Северной Африке, Сирии, Палестине, Малой Азии, Месопотамии, в Ираке. Сопротивляется лишь Византия, но и ее территория значительно сократилась.

Наряду с этими потрясающими военными успехами позиции уммы пошатнулись. Омар был смертельно ранен рабом-илиперсом, и едва успел назначить для избрания преемника шесть помощников пророка.

Проигнорировав Али и его сторонников (ши'а Али, букв, “партия Али”, отсюда — шиизм), эти шестеро выбирают халифом другого зятя пророка, Османа (644-656), который принадлежал к древнему аристократическому роду, с которым Мухаммед не поддерживал дружеских отношений. Осман назначил на ключевые посты в империи знатных горожан Мекки.

Только после того, как Османа убили бедуины из египетских и иранских гарнизонов, жители Мекки избрали халифом Али. Для шиитов, которые не признают никаких “наследников” вне семьи пророка, Али стал первым истинным халифом.

Однако Айша и мекканська знать обвинили Али в соучастии в убийстве Османа. Состоялась битва между сторонниками обеих партий, известная как “Верблюжья”, поскольку столкновения проходили вокруг верблюдицы Айши. Али основал свою столицу в одном из городков-гарнизонов, в Ираке, но его халифат был опротестован правителем Сирии Муавією, шурином пророка и двоюродным братом Османа.

Солдаты Муавии во время битвы у Сиффіна в 657 г., осознав неизбежность поражения, подняли Коран на острия своих копий. Али принял “суд Книги”, но отказался от своих притязаний. Из-за этого проявления слабодухості от Али отошла часть его сторонников (12 тыс. воинов с 70 тыс. войска Али).

Они и создали относительно демократическую секту, известную с того времени под названием хариджитов, раскольников.

Важно

Немногочисленные сторонники убитого в 661 г. Али провозгласили халифом его старшего сына Хасана. Муавия, которого сирийцы уже избрали халифом в Иерусалиме, сумел убедить Хасана отречься от власти в свою пользу. Муавия реорганизовал Империю и основал первую династию халифов Омейядов (661-750 г.).

Последний шанс объединения уммы был потерян тогда, когда второй сын Али Хусейн вместе со всеми своими домочадцами был убит в 680 г. в Кербеле. Эту мученическую смерть шииты не простили, и в течение многих веков она вызывала волнения, которые жестоко подавлялись правящими халифами. Только с X века.

шиитские общины получили разрешение на публичные церемонии в память трагической смерти имама Хусейна в течение первых десяти дней месяца мухаррама.

Таким образом, через 30 лет после смерти пророка умма оказалась разделенной на три части:

1) большинство правоверных мусульман — сунниты, то есть приверженцы сунны (“обычая”, “традиции”), которые признают правящего халифа;

2) шииты, верные потомкам первого “истинного” халифа, Али;

3) хариджиты (раскольники), считавшие, что только община обладает правом избрать своего главу, а в случае, если он повинен в тяжких грехах, сбросить его.

Сам Мухаммед утверждал, что ислам распадется на 73 религиозные общины, из которых лишь одна, которая будет следовать его учению, попадет в рай. До VIII века. сложились еще два направления — мутазиліти и суфии. В свою очередь они распались на многочисленные группы, школы, общины.

Сунниты (араб. ахль ас-сунна — люди Сунны) — сторонники найчисельні шого направления ислама (80% мусульман мира являются суннитами). Это направление:

Совет

не признает возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда;

— отрицает идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат;

— ревностно придерживается положений Сунны (придает особого значения поступкам и высказываниям Пророка), акцентирует внимание на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа;

— признает достоверными шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тірмізі, Абу Даудом, ан-Насаї и Ибн Маджи);

— признает принадлежность к одной из четырех суннитских мазхабов (маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского);

— признает законность правления первых четырех (“праведников”) халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).

Самым распространенным религиозно-политическим движением в рамках суннитского направления является вахабизм, возникший внутри XVIII века. в Аравии на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба.

Шииты (араб. ши'а — приверженцы, группировка, партия) — второй после суннитов по числу последователей направление в исламе.

Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др) направили их энергию в область религиозных идей.

Шииты придерживаются общих акідів (веры, догм), уважают Сунну, но наряду с этим признают имамов носителями божественной субстанции.

Именно поэтому такое распространение течение обрела среди народов Ирака и Ирана, на территории которых издавна распространялись идеи богооб'явлення в человеке.

Идея непогрешимости Али как первого законного имама дополнена утверждением о его возвращении перед Судным днем. Вообще же шииты почитают 12 имамов — Али и его потомков по мужской линии.

Важным элементом догматики шиитов есть вера в скрытого имама Махди (мессию), который вернет права роду Али и восстановит на земле справедливость.

Шиитам присущ культ мучеников и связанный с ним обычай самоистязания в честь имама Хусейна, сына Али.

Оплакивание происходят в траурный день ашура день: устраивают мистерии-имитации пытки, торжественные чтения сказаний о нем, вывешиваются траурные флаги и призывы, проводят процессии, оплакивают убитых.

Отдельные участники процессии наносят себе кровавые телесных повреждений, подчеркивая своей скорби.

Обратите внимание

В борьбе за возвращение власти в род Пророка Мухаммеда, шиїтськая пропаганда способствовала падению правления Омейядов, однако плодами победы воспользовались Аббасиды — другая семейная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к разграничению Алидов и Аббасидов и сузило социальную базу шиитского движения.

Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII века. шиитское движение распалось на два основных течения — “крайнюю” и “умеренную”. К первой относились собственно “крайние” (гулат) и исмаилиты, ко второй — зейдити и імаміти. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления.

Однако, несмотря на догматические разногласия, они все сохранили приверженность рода Али.

Хариджиты (от араб. хаварідж, букв. — что вышли, возмутились) — приверженцы одной из мусульманских радикальных сект, возникшая в VII веке. в результате борьбы между последователями Али и Муавии; выступила против обоих религиозно-политических лидеров.

Вместо Али община выбрала своего халифа Абдаллаха ибн Вахба (658), и утвердилась у Нах-равана.

В ходе войны с Али было уничтожено около 1800 активных хариджитов, остальные — рассеялась на территории нижней Месопотамии, персидских областей Хузистан и Фарс, пополнившись местным населением.

Напіварамейське населения этих территорий поддержало идеи хариджитов о верховенство общины и принцип национального равенства в избрании имама.

Впоследствии это движение раскололось на многочисленные секты, которых сейчас насчитывается около 20. Самые известные из них — азракіти, ибадиты (самые распространенные в наше время), суфрити.

Рассмотрим основные положения хариджитов.

Важно

1. Признавали выборность руководителя религиозной общины, то есть высшего политического лидера, без оглядки на его происхождение.

2. Каждая община имеет право избирать и смещать имама-халифа, поскольку власть принадлежит общине правоверных, а имам-халиф — их уполномоченный исполнитель.

3. Выдвигали требования к руководителю: почитание и следование предписаниям Корана и Сунне, справедливое отношение к людям, способность выступить с оружием в руках против недостойного правителя.

В вопросах религии хариджиты боролись за чистоту ислама. Считали, что правоверность определяется активностью в борьбе с вероотступниками. Религиозным предписанием хариджитов было физическое уничтожение вероотступников и незаконных халифов. Это направление отличался строгим соблюдением религиозных предписаний.

Мутазиліти (от араб. му'тазіла — отделившиеся) — представители мусульманской секты, которые впервые попытались обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доведеннями. Основоположниками считаются Василь ибн Ата и Амр ибн Убайд (VIII в.).

После того, как Василь ибн Ата, ученик Гасан Басре, в одном из догматических вопросов отклонился от учителя, последний сказал: “Василий отделился от меня”. С того времени свободомыслящих богословов стали называть эль-мотазіла, то есть “те, кто отделился”. В конце II — начале III ст.

мутазиліти имели значительное влияние на аббассидських халифов. В завершенном виде учение мутазилітів сложилось в К-Х ст. Разные школы мутазилітів существовали до XII века. Мутазилити оспаривали ряд положений правоверного ислама.

Повлияли на формирование многих еретических философских течений Ближнего Востока.

Основные положения мутазилітів:

1) отвергали атрибуты Бога, как такие, что противоречат его сущности единственно; считали, что всеведение, всемогущество, жизненность относятся к сущности Бога, но не является знанием, силой, жизнью;

2) отрицали учение о полном наперед определенность;

3) учили, что Бог — источник добра, а не зла. Каждый мусульманин должен бороться со злом и утверждать добро;

4) отстаивали свободу воли человека;

5) высказывали убеждение в том, что имама необходимо выбирать из числа верующих;

Совет

6) считали, что молитва грешника не принимается Богом, сам грешник находится между раем и адом;

7) что Коран создан, поскольку Аллаху не присущ атрибут языка, а следовательно передать Коран он не мог;

8) что милостыня и молитва ничуть не помогают мертвым;

9) что в день Страшного суда не будет ни весов (місан), ни книги (китаб) и тому подобное.

Суфии (от арабск. суф — шерсть) — мистическое течение в исламе.

Первыми суфиями считают захидів — жителей Ирака и Сирии кон. VIII — нач. IX ст., которые вели аскетический образ жизни, одевались в шерстяную одежду аскетов. Они стремились постичь “тайный” смысл Откровения, которое таит в себе Коран. Суфии четко придерживались предписаний Корана и Сунны, дополнительных постов, принимали обеты и тому подобное.

Им были свойственны эсхатологические настроения, равнодушие к богатству, отказ от социальной активности.

Большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. В то же время они проповедовали мистическую бескорыстную любовь к Аллаху, желание сблизиться с ним.

Суфии выработали метод мистического познания Аллаха через религиозно-нравственное самосовершенствование — тарикат.

В IX — X вв. выработаны основные положения суфизма.

Право на суждение имеет только человек, который прошел путь самосовершенствования, овладевший учением о “стоянках” и “состояниях” мистического “пути” к Богу (маками). Этот путь тернистым, полным самоограничения и самоуглубления.

Обратите внимание

Путь совершенствования бесконечен, однако суфии выделяют в нем семь главных ступеней очистки души, которые отвечают покаянию, благочестивости, аскетизму, бедности, терпению, такакуму (полная доверии и повиновении Богу) и удовлетворению.

Достигнув наивысшей ступени, верующий впадает в экстаз, во время которого возникает ощущение мистической близости божества.

Фарид ад-Дин Аттар описывает маками в своем произведении “Беседа птиц”.

Первый уровень связан с долиной поисков (талаб), в которой человек освобождается от мирских страстей и становится открытым для божественного небесного света.

Второй уровень связан с долиной любви (ішк), в которой начинается мистическое жизни, или первая стадия созерцания.

Третий уровень связан с долиной познания (марифат), в которой мистик медитирует.

Четвертый уровень — долина независимости (істигна), где душа суфия охватывает любовь к Богу.

Пятый уровень — долина единения (таухід), где достигается непосредственное, лишенное образов, видение Бога.

Шестой уровень связан с долиной смятение (хайрат), в которой исчезает любое видение, поскольку душа ослепленный божественным сиянием.

Седьмой ступень — долина небытия (фана), конечная цель пути, где происходит уничтожение личностных качеств суфия и их замена божественными. Это этап непосредственного соединения с божественной !стиною (хакк).

Суфийская онтология строилась на теософських положениях.

Г носеологія опиралась на концепцию божественного откровения.

Важно

Суфии разработали собственную этическую систему. Много суфиев считали себя “божественными избранниками” (валы), “истинными наследниками” Пророка.

Положения суфизма, которые противоречили догматам суннитского ислама, встречали протест некоторых богословов. В ходе гонений на суфизм отдельные его последователи были казнены. В конце X — начале XI века. с оправданием суфизма выступили некоторые суфийские авторы, которые зафиксировали и систематизировали важнейшие его положения в сочинениях, впоследствии признанные классическими.

Значительная роль в “легализации” морально-этического учения суфизма принадлежит суннитским богословам Абу Хамиду аль-Г азалі и Абдель Кадиру аль-Джиляні. Последний основал одно из первых суфийских братств — Кадирийя.

Появление братств (тарикатов) повлекло широкое распространение суфизма и ростом числа его последователей. Организован в братства, суфизм сыграл значительную роль в консолидации мусульман и исламизации покоренных им земель.

Параллельно с развитием суфийской практики в братствах, развивался “философский” суфизм, основные положения которого сформулированы Ибн аль-Араби (1165-1240) и популяризованной его последователями, которые придерживались учения о “единстве бытия” (вахдат аль-вуджуд). “Философский” суфизм нашел отражение в арабской, персидской и турецкой поэзии (Ибн аль-Фарид, Джелалуддін Руми, Джами, Юнус Эмре и др.).

Суфизм — крайне неоднородное течение: к нему благосклонны представители различных богословских школ и направлений ислама.

Источник: http://bibook.ru/books/37697/default.htm

Ссылка на основную публикацию