«тайна императора» — загадочная смерть александра i

Тайна смерти императора Александра I

Император Александр I умер в 47 лет загадочной смертью.

Я уже рассказывал о знаменитой французской предсказательнице Ленорман (предскозание под ссылкой)… которая правильно предсказала судьбу многих сильных мира того… Александр первый серьезно относился к судьбе и мистическим прорицаниям, поэтому можно допустить что к псловам прорицательницы он отнесся всерьез.Благодаря продуманному воспитанию своей бабки, Екатерины II, он почти не болел и отличался отменным здоровьем. Современников также настораживали его увлечение мистицизмом и безразличие к делам государственным, проявившиеся в последние годы.

Возможно не только предсказание француженки, но и гибель отца в конце концов привело Александра I к решению оставить трон и удалиться в монастырь под чужим именем. Ззагадочные обстоятельства смерти Александра дают повод для подобной легенды.

Отъезд Александра в Таганрог был неожиданным и стремительным, а болезнь скоротечной. Гроб с телом еще находился в Таганроге, а по стране уже поползли удивительные и тревожные слухи. Их подогревало и то, что тело императора не было показано народу, а царская семья прощалась с Александром глубокой ночью.

За несколько дней до приезда царя в Таганрог там умер фельдъегерь Масков, внешне очень похожий на Александра I. Отсюда и возникла версия о том, что вместо царя в гроб был положен Масков; по другим источникам, это был не Масков, а унтер-офицер 3-й роты Семеновского полка Струменский, еще более схожий с Александром I.

Как ни скрывай, но в народ просочилась информация, что Александр жив, и скрывается в Сибири под именем старца Федора Кузьмича. Тем более, что ранним утром 18 ноября 1825 года, то есть за день до смерти Александра, часовой у дома, в котором размещался император, видел человека высокого роста, пробиравшегося вдоль стены. По уверению часового это был сам царь.

Обратите внимание

Часовой доложил об этом начальнику караула, на что тот возразил: «Да ты с ума сошел! Император лежит при смерти!»Перевозка тела в Санкт-Петербург длилась целых два месяца. По пути в столицу гроб открывался несколько раз, но только ночью и в присутствии очень немногих доверенных лиц. При этом генерал князь Орлов-Давыдов составлял протокол осмотра.

Князь Волконский 7 декабря 1825 года писал из Таганрога в Петербург: «Хотя тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились… почему и думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроба не нужно».

И все-таки гроб был в столице один раз открыт — для членов императорской семьи, и мать государя Мария Федоровна хотя и воскликнула: «Я его хорошо узнаю: это мой сын, мой дорогой Александр!», но все же нашла, что лицо сына сильно похудело. Гроб с покойником еще неделю стоял в Казанском соборе, а затем было совершено погребение.

Осенью 1836 года в Сибири, в Пермской губернии, объявился человек, называвший себя Федором Кузьмичом.Рост его был выше среднего, плечи широкие, высокая грудь, глаза голубые, черты лица чрезвычайно правильные и красивые. По всему было видно его непростонародное происхождение — он прекрасно знал иностранные языки, отличался благородством осанки и манер и так далее.

К тому же было заметно и сходство его с покойным императором Александром I (это отмечали, например, камер-лакеи). Человек, называвший себя Федором Кузьмичом, даже под угрозой уголовного наказания, не открыл своего настоящего имени и происхождения. Его приговорили за бродяжничество к 20 ударам плетями.

13 октября 1836 года с 43-й партией ссыльных он был направлен по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. За время пути по этапу Фёдор расположил к себе заключённых и конвоиров, проявляя заботу о слабых и больных. Старец был единственным арестантом, которого не заковали в кандалы.

Пять лет Федор Кузьмич работал на винокурне, но затем чрезмерное внимание окружающих заставило его переехать на новое место. Но и там покоя не было.А.

Валлоттен приводит эпизод, когда увидевший Федора Кузьмича старый солдат закричал: «Царь! Это наш батюшка Александр! Так он не умер?!»В начале XX века появилось свидетельство казака Антона Черкашина, который сообщал, что местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга, также опознал в старце царя и утверждал, что не мог ошибиться, так как неоднократно видел Александра I в столице.Через некоторое время Федор Кузьмич принял монашество, стал известным по всей Сибири старцем.Очевидцы свидетельствуют, что старец проявлял прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII — начала XIX столетия, знал всех государственных деятелей того периода. При этом он никогда не упоминал о императоре Павле и не касался характеристики Александра I.
Келия старца Феодора Кузьмича на заимке купца С. Ф. ХромоваВ конце жизни Федор Кузьмич по просьбе томского купца Семена Хромова переехал жить к нему. В 1859 году Федор Кузьмич заболел довольно серьезно, и тогда Хромов обратился к нему с вопросом: не откроет ли он свое настоящее имя?

— Нет, это не может быть открыто никому.

Нечто подобное старец сказал и своему исповеднику:— Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если же бы ж сказал, кто я, удивилась бы земля.

Все это можно было бы считать выдумкой, но документально известно, что на могиле Федора Кузьмича на кладбище томского Богородице-Алексеевского монастыря в разное время бывали представители династии Романовых, в том числе и Николай II, а в семье потомков Маскова существовало стойкое предание, что в соборе Петропавловской крепости в Петербурге в царской усыпальнице похоронен именно Масков…

Слева часовня над могилой Фёдора Кузьмича (начало XX века).

Незадолго до своей смерти Феодор со словами «В нём моя тайна» указал Хромову на мешочек, висящий над кроватью старца. После кончины старца мешочек был вскрыт, в нём обнаружились две записки — узкие бумажные ленты, исписанные с обеих сторон.Фёдор Кузьмич на смертном одре (рисунок неизвестного художника, 22 января 1864 года).

Важно

Содержание записок было довольно туманным и при желании позволяло интерпретировать их как в качестве подтверждения, так и опровержения легенды об императорском происхождении старца.

Первая записка:— текст на лицевой стороне: ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАС БЕЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНЕСЕ— текст на оборотной стороне: НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТВторая записка:[17]— текст на лицевой стороне:1 2 3 4о в а знi Дк ео амвр А КРЫЮТ СТРУФИАНс з Д я— текст на оборотной стороне:ВО ВО1837 г. МАР.

26 В ВОЛ43 парПопытки расшифровать данные записки предпринимались неоднократно. Но тщетно!Подлинные записки считаются исчезнувшими при неизвестных обстоятельствах в 1909 году. В настоящее время сохранились лишь их фотокопии, причём не очень хорошего качества, что значительно затрудняет возможности по дальнейшей их идентификации и дешифровке.

Конечно, многим людям приходила мысль провести исследование останков, хранящихся в гробнице Александра I. Одним из первых, кто описал легенду о сибирском отшельнике, был князь Н. С. Голицын, который опубликовал её в журнале «Русская старина» за ноябрь 1880 года.Известный ученый И. С. Шкловский обратился однажды с таким предложением к М. М.

Герасимову, скульптору-антропологу, который прославился реконструкцией скульптурных портретов исторически; деятелей по их черепам. «Есть одна проблема. Михаил Михайлович,— сказал Шкловский Герасимову,— которую можете решить только кн. Все-таки вопрос о реальности старца Федоре Кузьмича… совершенно неясен. Обстоятельства смерти Александра I покрыты тайной.

С чей это вдруг здоровый молодой (47 лет!) мужчина так странно державший себя в последние годы своего царствования, совершенно неожиданно умирает в забытом Богом Таганроге? Тут, может быть, и не все ладно. И кому, как не важ.

Михаил Михайлович, вскрыть гробницу императора, которая в соборе Петропавловской крепости, восстановить по черепу лицо покойного и сверить его с богатейшей иконографией Александра I? Вопрос будет раз и навсегда снят!»Герасимов как-то необыкновенно ядовито засмеялся. «Ишь какой умник! Я всю жизнь об этом мечтал.

Читайте также:  Как воспитывали детей на руси

Три раза обращался в правительство, прося разрешения вскрыть гробницу Алексадра I. Последний раз я сделал это два года тому назад. И каждый раз мне отказывают. Причин не говорят. Словно какая-то стена!»Имеются недостоверные свидетельства того, что при вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе, проводившемся в 1921 году, обнаружилось, что она пуста.

Совет

В этот же период в русской эмигрантской прессе появляется рассказ И. И. Балинского об истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра II и министра двора А. В. Адлерберга было положено тело длиннобородого старца.Таким образом, смерть российского императора по-прежнему остается тайной за семью замками…

(С) интернет. Основа инфы —  «Энциклопедия Смерти. Хроники Харона», Википедия, Крупенский Н. П. Тайна императора (Александр I и Фёдор Кузьмич), Любимов Л. Тайна старца Федора Кузьмича. Вопросы истории.

Источник: https://pantv.livejournal.com/535377.html

Последняя тайна императора — Церковь Успения Богородицы

Мог ли император Александр I инсценировать свою смерть и стать старцем Фёдором Кузьмичом.

Как мы уже сообщали, президент Русского графологического общества Светлана Семёнова сообщила, что у Александра I и умершего в 1864 году святого старца Фёдора Томского был один и тот же почерк. С кончиной Александра связано много тайн.

Ещё более загадочным было происхождение старца. Корреспондент православной газеты “Крестовский мост” Михаил Устюгов встретился с инокиней Елисаветой (Успеньевой), которая знала правнучку близкого к Фёдору Кузьмичу купца Хромова и видела вещи святого.

 

Перстень, икона, свидетельство о браке

Откуда взялся Фёдор Кузьмич? Где он вырос, провёл молодость? Это так и осталось загадкой. Власти арестовали его как бродягу в Сибири в 1836 году. На вид ему было около 60 лет (возраст Александра I). Он отказался ставить подпись на протоколе: якобы безграмотный. Несколько лет числился ссыльным, потом странствовал, гостил у добрых людей, молился.

Почитать старца стали ещё при жизни. Томский купец Семён Хромов уговорил его переехать к себе. Здесь старец и умер. После кончины в его вещах нашли свидетельство о браке великого князя Александра Павловича с немецкой принцессой, будущей императрицей Елизаветой Алексеевной.

Там же были перстень царя Александра и его икона, пропавшие в Таганроге. Об этом писал томский архимандрит Иона (Изосимов), который в молодости знал старца и много лет собирал материалы о его жизни.

Явное доказательство? Увы, эти вещи были доставлены в Зимний дворец и как в воду канули.

В гостях у правнучки купца Хромова

Инокиня Елисавета (Успеньева), автор книги о Фёдоре Кузьмиче «Благословенный старец», работая в Томской духовной семинарии, познакомилась с правнучкой купца Хромова Евгенией Рождественской.

— У неё дома, под стеклом, хранились семейные реликвии — холщовая рубашка старца, его губка и шапочка, — вспоминает матушка Елисавета. — Рубашка была такой большой, что хозяйке пришлось встать на табуретку, чтобы её развернуть.

Известно, что и Александр I отличался большим ростом. В тот момент по всем комнатам волнами распространилось благо­ухание. Я не раз бывала в этом доме. Иногда сидим в зале за столом, пьём чай, и вдруг доносится благоухание, тонкий аромат.

Хозяйка скромно говорит: «Это у нас бывает».

Три года назад Евгения Александровна умерла. Приехал её внук из Центральной России и забрал вещи старца с собой. Священники просили оставить их для почитания в Богородице-Алексеевском монастыре, но он не согласился, полагая, что эти реликвии создают особую, благодатную защиту для всей семьи.

В судьбе Фёдора Кузьмича много загадок, перекличек с императором. Но как Александр I мог оказаться в далёкой сибирской глубинке, если, по официальной версии, он умер в ноябре 1825 года в Таганроге?

Смерть Александра I в Таганроге. Литография, XIX век

«Отращу бороду и пойду в Сибирь!»

«Престол — не моё призвание, я охотно изменил бы жизнь!», «Вот отращу бороду и пойду скитаться в Сибирь» — такие заявления близкие не раз слышали от Александра.

Его мучило многое: память о гибели отца, чувство вины, повсеместное невежество. Воспитанный на идеалах эпохи Просвещения, он вынужден был править самодержавно.

Несколько раз поручал готовить проект освобождения крестьян, но всё уходило под сукно: этот шаг вызвал бы взрыв возмущения в дворянской элите.

Он привык носить маску невозмутимости. Что было под ней? Мало кто знал о духовном потрясении, которое он испытал после нападения французов. В тот момент Александр по-новому открыл для себя Бога, веру, молитву.

Обратите внимание

Тайно, без свиты он ездил в монастыри, участвовал в богослужениях. Его действия — пример смирения. Он отстранился от руководства войсками, доверив это профессионалам. Он согласился на страшный шаг — сдачу Москвы.

И произошло чудо: огромная армия Бонапарта словно растворилась на русских просторах.

«Александр приходил к мощам Сергия Радонежского и молился ему со слезами, — рассказывал спустя много лет в Томске Фёдор Кузьмич. — И был ему глас от гробницы: «Иди, дай полную волю Кутузову, и поможет Бог изгнать француза!»

Откуда старец это узнал? Придумал? А откуда он знал французский, на котором общался с приезжающими к нему аристократами? Почему с сибирским странником переписывались князья и бароны, например генерал Остен-Сакен? Есть сведения, что старцу тайно писал сам Николай I. К его могиле в Томске — задолго до канонизации! — ездили Александр III и Николай II. Чем объяснить то, что давно умершего бездомного скитальца негласно почитали в императорской семье?

Император Александр I. Портрет работы Ф. Крюгера (1837)

Не писали в дневник, не заказывали панихид

Попробуем восстановить картину ухода Александра I. Осенью 1825-го ему доложили о заговорщиках, будущих участниках Декабрьского восстания. Их были сотни: блестящие офицеры, литераторы, некоторые — герои вой­ны 1812 года. Самодержцу предстояло хватать, расследовать, карать. Он не желал этого.

Решение о преемнике было принято им загодя. Накануне внезапной болезни император посетил солдатский госпиталь. Есть версия, что тогда был найден безнадёжно больной военный, которому после кончины предстояло изображать для публики умершего государя.

Императрица, конечно, знала правду. Но скорбь её в любом случае была искренней, потому что муж для неё действительно умер, покинул её навсегда. Она вела дневник, но за неделю до «кончины» записи прекратились.

Она не поехала с похоронной процессией, её не было на траурных церемониях. Не потому ли, что в гробу лежало тело другого человека? Впрочем, многие в те дни отмечали, что почивший Александр странно изменился. А потом гроб закрыли.

И больше не открывали.

Был у царя личный врач Яков Виллие. Он практически не лечил больного, а сразу приговорил, записав в дневнике: «Нет надежды спасти обожаемого государя». И, как у императрицы, в те же дни его записи обрываются. А в протоколе вскрытия — масса противоречий.

Казалось бы, очевидна вина лейб-медика. Но Николай I назначил его главой Императорской медицинской академии. Тогда же Виллие вдруг разбогател, устроил на свои деньги клиническую больницу.

Внезапно разбогатели и другие свидетели кончины государя. Словно кто-то щедро наградил людей, поклявшихся хранить общую тайну.

Странно, что никто из них не заказывал панихиды по монарху до 1864 года — момента, когда в Томске умер старец Фёдор Кузьмич.

Что обнаружили большевики

Согласно официальной версии, Александра не стало 19 ноября 1825 года. Причина — «неустановленная болезнь». Похороны состоялись лишь четыре месяца спустя — 13 марта. Присутствующие видели только гроб. Тогда же пронёсся слух: император жив. Власть сделала всё, чтобы унять разговоры: это могло поставить под сомнение легитимность нового государя.

Есть свидетельства, что в 1919 году большевики вскрывали царские гробницы, искали сокровища. Гроб Александра I якобы оказался пуст. Но документы об этом уничтожили, поэтому точно ничего не известно. В 1950-е годы известный антрополог Герасимов добивался разрешения вскрыть саркофаг, но власти ему категорически запретили.

Читайте также:  Евгений гришковец: "зачем травить и без того истерзанную душу"

Единственный способ узнать правду

Кто же был Фёдор Кузьмич? Церковь чтит его не как бывшего императора, а как праведного старца. И даже мнение графологов не является окончательным. Поставить точку в этом вопросе могут учёные.

Самым простым было бы точно восстановить внешность старца по его останкам и сравнить с точными, почти «фотографическими» портретами Александра I. Но это невозможно. В 1936 году большевики осквернили почитаемую могилу Фёдора Кузьмича.

Из неё извлекли нетленную голову старца и куда-то увезли. А на месте захоронения устроили выгребную яму.

— Где находится голова святого, до сих пор не известно, — говорит инокиня Елисавета.

Важно

Значит, остаётся самый трудный способ: генетическая экспертиза останков старца и императора. Но что, если гроб Александра и вправду пуст? Тогда придётся вскрывать саркофаги его родителей. Учёные готовы взяться за дело, но нужно ли это, может решить только общество.

Михаил Устюгов

Источник

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/105811/poslednyaya-tayna-imperatora/

Кто лежит под белым мрамором с надписью «Александр I»?

Сто восемьдесят девять лет живет тайна императора Александра. Она катится по времени, повторяя старые версии и набирая новые.

Умер ли царь в Таганроге 19 ноября 1825 года? Он ли появился через десятилетие в обличье и под именем старца Федора Кузьмича? А может, прости Господи, как прочел я в мутных водах Интернета, он вышел из дома под руку с императрицей Елизаветой Алексеевной, попрощался с нею да скрылся в спустившемся на Таганрог сияющем шаре?

Федор Кузьмич как ушедший от мира Александр Павлович — самая распространенная и устойчивая версия.

Появившийся в Сибири загадочный человек высокого роста, с благородными чертами лица, сутуловатый и глуховатый, знающий иностранные языки и осведомленный о деталях придворной жизни, серия таинственных «узнаваний», записка, оставленная старцем и содержащая замысловатый шифр, — все это и многое другое породило не то что подозрение, а в полной мере разработанную теорию преображения лукавого, коварного и жеманного императора в твердого духом и физически закаленного отшельника, скромного и умного целителя человеческих душ, сибирского святого.

Но и без Федора Кузьмича в посмертном существовании Александра много загадочного.

Свидетельства о кончине императора — я имею в виду свидетельства очевидцев, врачей, придворных — содержат немало противоречий, и историки десятки лет сопоставляют показания, но не получают однозначной картины.

Впрочем, это частое явление: агония и смерть близкого человека, происходящие на твоих глазах, парализуют даже самые ясные умы. Тело императора из Таганрога в Петербург везли очень долго, гроб или вовсе не открывали, или только для самого узкого круга родственников.

Это объясняли неудачным бальзамированием, которое вкупе с гнилой погодой изменило лицо Александра до полной неузнаваемости. Наконец, в феврале 1826 года, уже после зимних попыток государственного переворота, гроб похоронили в Петропавловском соборе.

Но тут история только начинается.

Совет

Во-первых, некоторые люди весьма странно себя ведут по отношению к памяти Александра Павловича и официального места его захоронения. Доктор Тарасов, бывший при последних минутах жизни императора, не заказывает по нему заупокойных молебнов до 1864 года (смерти Федора Кузьмича, кстати), а затем просит поминать во множестве храмов, кроме Петропавловского собора. Почему?

Это характерная деталь, свидетельство знания или сомнения в том, что именно Александр покоится в императорской усыпальнице. В могиле тайна, могила неприкосновенна. Но, по многим косвенным свидетельствам, ее вскрывают, и не один раз.

Говорят, что это было сделано при Александре III. Зачем? Непонятно. Но говорят. И утверждают, что гроб был пуст. Причем пуст, как опять же говорят, с 1866 года, когда тело, в нем покоившееся, было перезахоронено в Александро-Невской лавре.

Это что, Александр II, посвященный в тайну дядиной смерти, решил освободить Петропавловский собор от чужого покойника? Но почему 1866-й, а не 1865-й, когда проводилась унификация надгробий, и все они получили нынешний, беломраморный вид? И зачем тогда снова вскрывать могилу в следующее царствование? Во всяком случае, эта или эти эксгумации, если они и были, никакого явственного воздействия на историков не оказали. Ни великий князь Николай Михайлович, ни князь Баратинский не опираются даже намеком на эти события.

Но вот более правдоподобная история. В 1921 году, осенью, большевики вскрыли императорские могилы в поисках драгоценностей, которые нужны были для сбора средств на борьбу с очередным голодом и очередной разрухой.

Если бы революционеры лучше знали порядок захоронения царствующих особ, они бы, наверное, не стали залезать в гробы, потому что усыпанные алмазами орденские звезды не хоронили вместе с императорами, но сдавали в специальное хранилище, а иностранные ордена отсылали тем, кто их вручал.

Хотя думается, что любопытство все равно заставило бы чекистов и специалистов взглянуть на останки властителей полумира. Мы помним, читали, с каким сладострастием громили Сен-Дени французские предшественники победивших большевиков.

Свидетельства о вскрытии гробов в 1921 году собирали многие. Самые полные «коллекции» были у литератора-эмигранта Льва Любимова и у его наследника — Натана Эйдельмана.

Натан Яковлевич подробно об этом написал в книге «Первый Декабрист» и много раз рассказывал в своих выступлениях.

Вслед за историком отметим, что рассказы подробны, правдоподобны, но нет ни одного свидетельства очевидца, участника «спецмероприятия». Во всех пересказах есть три самых ярких впечатления.

• Лучше всех сохранился Петр Первый, он поразил «свежестью лица и персей», грозным видом и громадным ростом (внутренний, металлический гроб для удобства вскрытия поставили вертикально). Один из спецов попытался снять перстень с его пальца, но великий царь не дал…

• Павел был ужасен. Восковая маска, покрывавшая лицо, от времени почти растворилась, и можно было увидеть, что череп императора разбит на куски…

• И, наконец, главное для нас: гробница Александра Павловича была пуста.

Рассказчики были люди самого разного звания и образования, многие из них и не слыхали ни о каких легендах, ни о каких старцах, но все говорили одно и то же: «пустой гроб, пустая гробница, немного пыли».

Обратите внимание

После революции Петропавловский собор, да и вся крепость, пострадали страшно. Многие ценности были изъяты — пусть даже действительно в помощь голодающим, а не обжирающимся — и они утрачены.

Великокняжеская усыпальница была разгромлена, а последние великие князья расстреляны совсем рядом, по жуткой иронии судьбы. Потом устроился музей. Прошли реставрации. Прекрасные и тщательные, надо сказать.

Кстати, именно плотное расписание музея стало одним из предлогов отказа, который получили в свое время историки от советского министерства культуры, когда они, как пишет Натан Эйдельман, все же хотели добиться возможности проверить могилу Александра I.

Другие аргументы начальства излагались полунамеком: мол, ходят слухи, что гробницу вскрывали и до революции. Окажется, что гроб пустой — всех собак повесят на советскую власть, хоть мы и не виноваты.

Подспудная причина отказа могла быть и совсем земной, материальной. Дело в том что в 1933 году одна польская газета опубликовала подробное описание разгрома усыпальницы. В этом описании фигурируют ценные серебряные гробы, множество орденов на мундирах императоров.

Это сомнительно. Но большевики конца советской эпохи трезво представляли себе своих пламенных отцов и дедов. Если гробы серебряные, их переплавили, тела свалили в дубовые, оставили так или перенесли куда-то (где-то промелькнуло, что в крипту Исаакия).

Так что же вообще найдут ученые в усыпальнице? Недаром во все советские времена исследователи получали от властей либо отказ, либо, извините, гробовое молчание.

Герасимов мечтал исследовать череп Александра I, а заодно — и Федора Кузьмича, чтобы раз и навсегда покончить с легендой. Мечта осталась мечтой.

Важно

Но что же сейчас? Кто осмелится попросить и кто осмелится разрешить вскрытие гроба Александра Павловича? Церковь? Кремль? Романовы? Кто? Как понять и как убедить, что это не праздное любопытство? Это одна из главных тайн нашей истории последних двух столетий.

Читайте также:  Горный козел кавказский тур – животное занесено в красную книгу

Это возможность необычайного поворота в наших представлениях и о Романовых, и о России, и о православии, в конце концов. Этот поворот предвкушал Толстой, занимаясь какое-то время тайной императора и старца, и отступил он с досадой и печалью, рассказав историю преображения человека в других своих произведениях.

Чего же мы боимся? Что придется переписывать новорожденный единый учебник? Детский сад: все равно придется, когда кончится нынешняя эпоха.

Или того, что мы не найдем не только Александра, но и вообще никого, ведь, судя по рассказам, даже прекрасное тело великого Петра, и то рассыпалось в прах, напугав напоследок бесстрашных рыцарей революции. Ну так что же? Нет ответа.

Источник: http://universetime.ru/kto-lezhit-pod-belym-mramorom-s-nadpisyu-aleksandr-i/

Лев Любимов. Тайна императора Александра I

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

— Уильям Теккерей, английский писатель-сатирик

Книга — огромная сила.

— Владимир Ильич Ленин, советский революционер

https://www.youtube.com/watch?v=OWEmia78g_M

Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим.

— Константин Паустовский, русский советский писатель

Еще многие тысячи лет тому назад книга в руках лучших представителей человечества сделалась одним из главных орудий их борьбы за истину и справедливость, и именно это орудие придало этим людям страшную силу.

— Николай Рубакин, русский книговед, библиограф.

Книга — орудие труда. Но не только. Она приобщает людей к жизни и борьбе других людей, дает возможность понимать их переживания, их мысли, их стремления; она дает возможность сравнивать, разбираться в окружающем и преобразовать его.

— Станислав Струмилин, академик АН СССР

Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса,— сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.

— Артур Шопенгауэр, немецкий философ

Тот, кто не был знаком с творениями древних, прожил, не ведая красоты.

— Георг Гегель, немецкий философ

Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг.

— Константин Паустовский, русский советский писатель

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей.

— Николай Морозов, создатель современной научной хронологии

Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место

— Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный, вечный спутник.

— Демьян Бедный, русский советский писатель, поэт, публицист

Совет

Книга — могучее орудие общения, труда, борьбы. Она вооружает человека опытом жизни и борьбы человечества, раздвигает его горизонт, дает ему знания, при помощи которых он может заставить служить себе силы природы.

— Надежда Крупская, российская революционерка, советский партийный, общественный и культурный деятель.

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

— Рене Декарт, французский философ, математик, физик и физиолог

Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.

— Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор.

Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела.

— Джозеф Аддисон, английский поэт и сатирик

Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь.

— Алексей Толстой, русский советский писатель и общественный деятель

Не забывай, что самое колоссальное орудие многостороннего образования — чтение.

— Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века.

— Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

Источник: http://www.audiobook24.ru/audiobooks/istoricheskie_audioknigi_slushat_onlajn_skachat_besplatno_bez_registracii/istoricheskie_audioknigi_slushat_onlajn/lev_ljubimov_tajna_imperatora_aleksandra_i/26-1-0-2963

«Последний атаман. Тайна императора»

Презентацию книги для широкой общественности города, которая состоялась 24 февраля в Мелитопольском городском краеведческом музее, провели научные сотрудники музея Александр Чухраенко, Евгения Суханова и Зарема Ибрагимова.

Они рассказали, что книга состоит из двух документальных повестей из истории Запорожского края. Они уже публиковались ранее, но в связи с появлением новых фактов и информации, с изменением взглядов автора на события и поступки героев, С.

Авдеенко переработал повести. 

Первая повесть «Последний атаман» посвящена последнему кошевому атаману Запорожской Сечи Петру Калнышевскому, который стал последним защитником ее традиций, ее рыцарства и ее существования. В 1775 г.

решением Екатерины II Запорожская Сечь была разрушена, высшие сечевые старшины были репрессированы. Атамана Калнышевского вместе с еще двумя кошевыми старшинами без суда и следствия отправили в пожизненное заключение на Соловки. Четверть столетия П.

Калнышевский провел взаперти в каменном мешке в Соловецком монастыре. Ему разрешалось лишь трижды в год по великим православным праздникам выйти в монастырский двор подышать свежим воздухом. Умер П. Калнышевский в 1803 г.

в возрасте 112 лет в этом же монастыре, где он добровольно остался после его «помилования» в 1801 г. императором Александром I.

Вторую повесть С. Авдеенко посвятил тайне загадочной смерти или исчезновения российского императора Александра I.

Обратите внимание

После его смерти появилось множество слухов о том, что царь не умер, а отрекся от престола и посвятил свою дальнейшую жизнь духовному совершенствованию и молитвам. С.

Авдеенко изложил версию о том, что император долгие годы находился на Молочных водах в секте духовных христиан-духоборов, а затем появился в миру под видом старца Федора Кузьмича. 

Как отметил Сергей Иванович, в реальной жизни П. Калнышевский и Александр I никогда не встречались. Но то, что освобождение последнего кошевого атамана Запорожской Сечи произошло по указу этого царя, то, что на жизнь и мировоззрение императора Александра I повлияли запорожские люди и земля, это, по мнению автора, символично и позволило объединить две повести в одну книгу.

На презентации присутствовали краеведы города, священники, любители истории нашего края, библиотекари, которым С. Авдеенко передал экземпляры своей книги.

Благочинный церквей Мелитополя протоиерей Максим Смирнов, участвовавший в прошлом году в паломническом автопробеге представителей Запорожской епархии в Соловецкий монастырь, где держался в заточении и умер П. Калнышевский, рассказал о том, что в ноябре 2015 г.

Украинская православная церковь причислила атамана к лику местночтимых Запорожских святых за его духовные христианские подвиги. В сентябре 2015 г. на Соловках была обнаружена могила П. Калнышевского, из которой извлечены частички мощей.

Сегодня к ним можно прикоснуться в Покровском архиерейском соборе в Запорожье. Благочинный подарил С. Авдеенко икону святого праведного Петра Калнышевского и его житие.

А председатель «Союза краеведов Мелитопольщины» Владимир Резник вручил Сергею Ивановичу материалы о нашем земляке, прославленном артиллеристе, генерал-полковнике, дважды Герое Советского Союза Василии Петрове.

Важно

Как известно, жизненный подвиг этого человека огромен: получив в годы войны ранение и оставшись без обеих рук, он смог вернуться в армию, дослужился до заместителя командующего ракетными войсками и артиллерией Главного командования Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины.

Таким образом собравшиеся узнали о герое будущей книги С. Авдеенко.  

Источник: http://kraeved-melitopol.ru/news/posledniy-ataman-tayna-imperatora

Ссылка на основную публикацию