Церковь, традиционные ценности и общество

Церковь и традиционное общество

Политическое православие в России – актуальная тема после крушения СССР. Почему все-таки православие считают духовной скрепой? Почему политики так часто говорят о возрождении духовности? Дело в том, что отчасти церкви хотят вернуть социальные функции, присущие в прошлом, чтобы контролировать общество в интересах правящего класса.

Естественно, никто не считает, что возможно вернуться в прошлое, но все-таки отчасти «возродить духовность» можно.

Основные черты традиционного общества[1]:

  •  господство религиозных представлений в трактовке реальности;
  •  низкий уровень жизненной активности, связанный с рассмотрением земного существования как этапа для подготовки к потустороннему бытию;
  •  социальные отношения выстраиваются на основе общности происхождения и единства перспектив развития, что влечёт за собой жёсткую систему социальной иерархии;
  • политика не воспринимается как особая, независимая от религии сфера бытия социума, а политическая власть трактуется как одна из форм реализации божественной воли;
  • натурально-потребительский характер хозяйствования носит, по большей части, аграрный характер и ориентируется на удовлетворение насущных потребностей, а не на рост производства товаров и развитие услуг.

Если убрать явно устаревшие пункты, то кое-что как будто бы можно приспособить к современности, ведь если вспомнить историю, то церковь для подавляющего большинства населения – важнейший (и безальтернативный) социальный институт.

В обществе современном полно социальных институтов, связанных с семьей, правом, образованием и наукой. А в традиционном обществе абсолютно все функции этих институтов выполняет только церковь.

Главная особенность – централизация государства и унификация общества, что соответствовало интересам власть имущих. Религиозная организация в традиционном обществе должна быть безальтернативной именно по той причине, чтоб эффективнее управлять людьми, обеспечивать стабильность в рамках примитивного способа производства.

Обратите внимание

Неудивительно, что после собора 325 года христианская церковь стала служить власти. Причем любой. Например, она служила Золотой орде, хотя там были вначале язычники, а затем мусульмане.

Церковь как социальный институт действовала в основном в среде бедняков и полурабов, а не элиты. Представители элиты могли придерживаться любых взглядов, но они прекрасно понимали, что для стабильности нужно, чтоб остальные отправляли определенный культ, где навязывается известно положение – «всякая власть от бога».

Это не остановит беспорядки всегда, но в определенные моменты помогает, особенно на ранних этапах развития общества. Тем более что законы для подавляющего большинства крестьян вообще ничего не значили. Они читать не умели. Вместо законов на деревне был тот же самый поп, который знакомил крестьян с «традициями», передавая своим приемникам.

Для попов все шло очень даже хорошо, но им помешало то, что общество развивалось. Изменение способа производства ведет к изменению всей общественной жизни. Это не уничтожило религию, но у церковной организации стало меньше социальных функций.

Когда созданы новые социальные институты, когда есть образование, церковь в принципе не может удовлетворить потребности общества. Ранее священник был самым мудрым человеком в деревне, его слова для крестьян были действительно важны, но в современном обществе он обыкновенно обскурант.

Церковь была против модернизации, но ничего поделать не могла. Она как была государственным институтом, так им и оставалась. Просто теперь была конкуренция, в которой церковь проигрывала. Наука и образование важнее любых догм из «священного писания», право стоит выше традиций.

Современные социальные институты играют ключевую роль в жизни каждого человека. Церковь, конечно, нет. Современный гражданин может верить, а может и не верить, это никаких реальных преимуществ ему не дает. Если в обществе «принято» верить, то человек просто может формально себя отнести к той или иной религии, но при этом не знать никаких обрядов, никаких догм и не посещать культовые здания.

Попытка «возродить традиции» в современном обществе свидетельствует лишь о реакционной политике, когда социальные институты, характерные для современного общества, воспринимаются элитой как излишек, потому что благосостояние обеспечивается не за счет современного производства, развития экономики в целом, а за счет сырья. Такое положение в идеале для чиновников следовало бы «заморозить». Нужна сакрализация власти, консервативная пропаганда. И как же тут обойтись без церкви?

Важно

Причем церковь играет далеко не первую роль, она скорее придаток к идеологической машине государства.

1. Традиционное общество (премодерн). URL: http://studopedia.org/2-58948.html

Источник: http://kritix.ru/religion-and-atheism/2309-tserkov-i

«Традиционные ценности — вызов секулярному мировоззрению». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на открытии XXI Международных Рождественских чтений / Статьи / Патриархия.ru

24 января 2013 г. 20:22

24 января 2013 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на пленарном заседании в день открытия XXI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Жизнь человека в обществе невозможна без системы ценностей — устойчивых представлений о целях, к которым человек должен стремиться ради своего собственного и общего блага.

Ценности неразрывно связаны с высокими нравственными идеалами и убеждениями: ведь по замыслу Божиему для человека противоестественно сознательное стремление к злу. В то же время ценности имеют отношение и к повседневной жизни человека.

С христианской точки зрения, по  причине поврежденности человеческой природы грехом, человек призван в своей жизни и деятельности ориентироваться, прежде всего, на религиозно-нравственные идеалы, стараясь, чтобы его низшие, сугубо плотские, прагматические потребности и интересы не затемняли его нравственного сознания. Только такое общество, которое имеет систему устойчивых ценностей, является жизнеспособным и может развиваться.

В древних, традиционных обществах основу системы ценностей создавала религия, которая была авторитетным источником представлений о мире, о добре и зле, о смысле человеческого существования перед лицом Божиим.

Жизнь каждого человека и общества в целом определялась единой иерархией ценностей, в которой духовные идеалы и нравственные нормы имели первостепенное значение. Они не воспринимались как плод человеческого разума или как результат прагматичного мирского договора.

Они проистекали из Божественного Откровения и отражали волю Божию о человеке и мире, которые являются Его творением и о которых Он проявляет Свое спасительное попечение.

Древний человек воспринимал бытие целостным, не отделяя в нем одну сферу от другой.

Совет

Религия, этика, научные знания, воспитание и образование были частью единого нерасколотого мироощущения, утраченного современным «просвещенным» человечеством.

Свойственное ему фрагментированное мировоззрение, отделяющее, в частности, религию от науки, стремится также отделить нравственность от жизни, провозглашая волю человека не подлежащей этическому суждению.

В недавнее время приходилось слышать, что ценность — это понятие, заимствованное этикой из экономики, представляющее собой овеществление этической составляющей религиозного учения.

Либеральные протестантские теологи, например, видели в понятии ценности угрозу живой непосредственности религиозного восприятия человека.

Ведь система ценностей, будучи якобы мертвой и опосредованной, схематизирует христианские добродетели, лишая их живого и по-детски непосредственного, спонтанного характера, свойственного чистой верующей душе.

В действительности же ценности представляют собой даже не систему, не свод правил, а некое внутреннее понимание жизни и ее нравственных оснований.

Это неписаные законы, или аксиомы, которые прививаются ребенку в семье не в качестве теоретических постулатов: в процессе получения живого жизненного опыта он будет усваивать их как драгоценные истины, открывающие ему дорогу к счастью и гармонии. Например, слова книги Товита: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов.

4:15), являются характерным изложением «золотого правила нравственности», выросшим из ветхозаветного религиозного сознания. В Нагорной проповеди это выражено еще более ярко: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Обратите внимание

Комментируя этот евангельский стих, Блаженный Августин отмечает: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе» («Об истинной религии», 46).

Совершенно очевидно, что ценность любви здесь мыслится не как статичная схема, свод правил или набор оторванных от реальной жизни постулатов, но именно как живой экзистенциальный опыт, выстраданный многими поколениями, благодаря чему он приобрел абсолютную ценность.

Любовь к ближнему — абсолютная ценность, поскольку ее ничем не заменишь, на ней строится все бытие социума, без которой он перестанет им быть и истребит сам себя. Это так же справедливо по отношению ко всем десяти заповедям, из которых секулярное сознание пытается исключить первую: «Я Господь, Бог твой» (Втор. 5:6).

Но в этом случае теряют смысл и все последующие заповеди, определяющие этику отношений человека с Богом и человека с человеком в свете Божественного закона.

Сегодня мы живем в обществе, жизнь которого определяется системой ценностей, порожденной не религиозным, а секулярным мировоззрением. И здесь уже нет места Богу христианской традиции — Его заменил человек со всеми его естественными, а порой и противоестественными, устремлениями и желаниями, с его страстями и пороками.

Отказавшись от высокого образа человека, созданного по образу Божию, человека, которому, несмотря на древнее Адамово грехопадение, открыт путь ко спасению и духовному восхождению к Богу, секулярное мировоззрение во главу угла поставило иной образ человека — всецело обращенного к миру и находящегося в плену своих страстей, любое проявление которых считается теперь нормальным и законным.

Поначалу секулярные взгляды также предполагали высокое призвание человека, которое состояло в максимальной реализации его творческой способности осваивать и преображать безбожный мир. Однако сегодня высшей ценностью, по существу, стал совсем другой человек — производитель и потребитель сиюминутных благ, лишенный высоких целей и идеалов.

Ценностная система секулярного общества — это система представлений, отражающих не духовные идеалы, а взаимные договоренности между людьми, стремящимися к приобретению мирских благ и потому находящимися в постоянном соперничестве за ограниченные земные ресурсы. Общее благо, общественная солидарность и взаимопомощь отходят на второй план, потому что главным является «собирание сокровищ на земле» и удовлетворение повседневных потребностей и желаний, часто греховных, которые оказываются на вершине иерархии ценностей.

В современном обществе существует своеобразный культ свободы — свободы каждого отдельного человека. Эта свобода, понимаемая, прежде всего, как свобода выбора, провозглашается высшей ценностью. Практически все человек может и должен выбирать: не только товары и услуги, профессию или друзей, но также образ жизни, мировоззрение, нравственный идеал и даже религиозную традицию.

Важно

Таким образом, Истина тоже становится предметом выбора. А свобода человека превращается в чистый произвол.

Потому что невозможно сделать существенный для человеческой жизни выбор, не имея представления об истинном и ложном, благом и злом, прекрасном и безобразном.

Истину нельзя выбрать, как выбирают предметы потребления, — ее можно только свободно принять, чтобы жить в соответствии с ней. В этом высший смысл свободы: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Секулярное мировоззрение долгое время навязывалось нашему обществу силой атеистического государства.

Сегодня мы сталкиваемся с другой ситуацией: нам назойливо пытаются навязать представление о том, что наше общество в целом является и должно быть светским, что религия ни в коем случае не должна выходить за пределы церковной ограды.

То есть что секулярное мировоззрение должно быть доминирующим и даже всеобщим, а мировоззрение религиозное, включающее соответствующие ценности и нравственные нормы, — исключительно частным делом каждого отдельного человека.

Возникает вопрос: насколько это соответствует состоянию самого общества, реальным представлениям и убеждениям людей? Ведь подавляющее большинство связывает свою жизнь с определенной религиозной традицией.

Возвращение к традиции — после десятилетий ее насильственного подавления, возвращение к тем ценностям, которые она содержит и отстаивает, происходило в течение всего постсоветского периода.

Совет

И сегодня религиозная традиция становится все более значимой для множества наших соотечественников, которые стремятся совсем не только к материальному благополучию, но и к обретению устойчивой системы и иерархии ценностей — и в личной, и в общественной жизни.

Социологи часто говорят о том, что современная Россия — одна из самых секулярных стран, даже в Европе.

Это справедливо в том смысле, что в XX веке российская культура испытала на себе наиболее разрушительное воздействие атеистической идеологии, что привело к отчуждению от религиозной традиции и Церкви миллионов людей.

Однако именно этот драматический опыт нашего общества породил ту религиозную жажду, которую призвана утолить Православная Церковь, а также другие традиционные конфессии, принимавшие участие в формировании культурного облика России.

Убежденные сторонники секулярного мировоззрения, в том числе агрессивно настроенные, составляют в нашем обществе меньшинство. Они имеют право придерживаться своих убеждений и публично их высказывать. В то же время нельзя считать обоснованным их стремление определять жизнь всего общества, игнорируя взгляды миллионы людей, придерживающихся иных убеждений и исповедующих религиозную веру.

Традиционные ценности, которые отстаивает Православная Церковь, являются вызовом для секулярного мировоззрения, а тем более для идеологии агрессивного секуляризма. Это касается не только России, но и западных стран, а также остального мира, испытавшего в XX веке воздействие безрелигиозных стандартов.

Идеология свободы, отождествляемой с безграничным произволом, навязывание потребительского отношения к жизни, отказ от исторически укорененных, общепринятых нравственных норм, — все это вызывает отторжение и сопротивление у тех людей, которые сохраняют приверженность традиционным религиозным ценностям и нормам. (Если говорить о христианском мире, достаточно вспомнить судебные иски против запрета на публичное ношение религиозных символов или недавние массовые демонстрации против легализации однополых браков во Франции).

К сожалению, некоторые западные христианские сообщества сегодня нередко становятся на путь следования новейшим секулярно-либеральным тенденциям и превратно толкуют нравственное учение, восходящее к изначальному апостольскому преданию.

Обратите внимание

В результате ценностный конфликт между христианской традицией и секулярным мировоззрением переносится внутрь современного христианства.

Прежде всего, от этого страдает христианская мораль: ее нормы объявляются относительными, ставятся в зависимость от времени, в результате оказываясь условностями, продуктами общественного договора. Далее, под вопрос ставится учение христианской Церкви о человеке.

Если человек в христианстве понимается как образ и подобие Бога, к общению и единству с Которым он должен стремиться, то «модернизированная» этика таких сообществ, все еще называющих себя христианскими, мыслит человека как абсолютно автономного от Бога.

Человек, согласно такому взгляду, сам по себе волен определять, что нравственно, а что безнравственно. Этот процесс различения добра и зла в принципе лишен каких-либо четких ориентиров, в его основе лежат не заповеди вечного Бога, а обусловленные конкретной исторической эпохой общественные отношения, проецируемые в область морали.

Читайте также:  Народные осетинские танцы – история возникновения, виды, ансамбли

Более того, современный либеральный протестантизм скептически относится к самому понятию «традиционные ценности», отвергая ценности как таковые.

Сам язык и понятийная система современных западных протестантских деноминаций стали светскими, цитаты из Священного Писания толкуются превратно, в угоду господствующим либеральным концепциям.

Экуменическое движение, где доминируют западноевропейские и североамериканские протестанты, говорит тем же языком, что и секулярное безрелигиозное гражданское общество, в его документах и воззваниях иной раз трудно отыскать следы традиционной христианской богословской рефлексии.

Скорее, наоборот: под готовый секулярный субстрат — продукцию «социального заказа» — подгоняются цитаты из Библии в сопровождении предельно идеологизированных рассуждений, лишь отдаленно напоминающих богословский дискурс.

Мы являемся свидетелями очень опасной тенденции, которая в европейском и мировом масштабе приводит к размыванию системы традиционных христианских нравственных ценностей.

В этой ситуации Православная Церковь призвана активно отстаивать свою позицию — как в рамках межхристианского диалога, так и в контексте своей общественной деятельности, то есть в процессе взаимодействия с международными организациями, культурными институциями, другими участниками публичной дискуссии.

Внешнее служение нашей Церкви определяется стремлением продолжать участие в межхристианском диалоге до тех пор, пока наш голос слышат миллионы людей, в том числе протестантов.

Важно

Следует подчеркнуть, что нынешний конфликт ценностных систем — религиозной и секулярной — не является только теоретическим противоречием, столкновением религиозного и светского разума. Он связан с историей, культурой и цивилизационными особенностями различных обществ, призванных к мирному сосуществованию в современных условиях.

Наша задача состоит сегодня в утверждении человека и его ценности как образа Божия. Философ Хосе Ортега-и-Гассет говорил, что любить — значит всеми силами утверждать существование объекта любви.

Абсолютизация свободы человека угрожает его существованию, ибо она лишает его статуса образа Божия, власти быть чадом Божиим (Ин. 1:12).

«Чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц», — говорит у Достоевского Иван Карамазов, типичный интеллигент-гуманист конца XIX века.

Именно здесь проходит водораздел между секулярным гуманизмом и христианской любовью к ближнему. Любить ближнего — конкретного человека, а не отвлеченную абстракцию, будь то человек вообще или «человечество» в целом — значит утверждать его существование, его ценность, которая состоит в образе и подобии Богу.

Спор по поводу индивидуальных и общественных ценностей не должен превращаться в войну на уничтожение. Наша Церковь выступает за плодотворное взаимодействие всех здоровых общественных сил, ориентированных на созидание сплоченного, жизнеспособного общества.

Святейший Патриарх Кирилл неоднократно указывал на то, что важнейшей задачей соработничества Церкви и представителей либерального мировоззрения является поиск нового соотношения религиозного и светского взгляда на мир и человека в мире, то есть такого подхода, который учитывал бы как стандарты современного общества, так и нормы религиозной традиции. Вызов со стороны традиционных христианских ценностей, обращенный к секулярному мировоззрению, является одновременно призывом — к совместной работе ради блага современного общества и его граждан.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/2746870.html

Ценность и традиция: прошлое и настоящее

Что такое традиция? Одни понимают ее как традиционализм и консерватизм, которые препятствуют прогрессу. Другие видят в ней «отголоски золотого века». Для кого-то традиции охраняют жизнь от падения социальных нравов. А кому-то, наоборот, помогают творить. Мы считаем традицию средством, передающим обществу ориентиры для сохранения стабильности и развития.

Традиция жива, пока она транслирует суть и смысл того, на что она указывает, а также пока работает механизм ее воспроизводства.

Другими словами, нужны язык, на котором говорит традиция, набор символов, отсылающих к первообразу, и культурный контекст, понимающий язык традиции и чтущий ее символы. Традиция должна циклично воспроизводиться.

Совет

Если нарушается хотя бы одно из этих условий, происходит семантический сбой, что может привести к непониманию традиции и в конечном счете к ее забвению.

Подобное происходит в истории постоянно. Канувшая в Лету традиция означает культурный, социальный, религиозный или цивилизационный сдвиг в обществе.

Предназначение традиции — удерживать в обществе те или иные ценности.

А они, в свою очередь, либо относятся к конкретному историческому периоду, и тогда смена эпох влечет за собой исчезновение одних и появление других традиций, либо имеют трансцендентный, надвременной характер и относятся к человечеству в целом. Потеря таких ценностей всякий раз ведет человеческую историю по трагическому и драматическому сценарию.

А если нам задаться вопросом: какие ценности имеют непреходящее значение для нашего общества? Какие обусловлены эпохой, а какие имеют общечеловеческий характер? Боюсь, мы сразу не ответим.

Но формулировать такой вопрос надо. И надо искать на него ответ. Тогда мы поймем, каким образом сможем эти ценности удерживать.

Для этого нужно будет разобраться в культурном контексте, попытаться увидеть особенности времени. Но обо всем по порядку.

Давайте проследим, что происходит с традициями в патриархальном обществе, в эпоху модерна и в современном информационном мире.

В патриархальном обществе от наследования традиций зависели выживание семьи, рода, наследование секретов ремесла, передача архетипических мифологем1, различного рода знаний.

Благодаря традициям воспроизводился размеренный и безопасный уклад жизни, основанный на религиозности, общинности, консервативной модели экономики.

Жизнь и безопасность отдельного индивида были обусловлены представленностью (открытостью) всех сфер его жизни в данном обществе, а также неукоснительным воспроизводством архаичного жизненного уклада.

Обратите внимание

Какими традициями это удерживалось? В семье — внутрисословными браками, родителями, которые определяли будущее детей, прочными связями между поколениями. В профессии — обязанностью детей наследовать ремесла своих отцов. В культуре — воспроизводством форм бытового творчества в костюмах, интерьере, архитектуре, песнях, сказаниях. В религии — повторением различных обрядов и т. д.

Мы помним полное драматизма Новое время. Трагические изменения в обществе во многом происходили из-за низвержения прежних ценностных установок. Традиции потеряли свою опору. Часто они становились мишенью для нападок и критики. Их активно нарушали, им противопоставлялись.

Если раньше жизнь нужно было выставлять напоказ, теперь семейные дела прячутся от посторонних глаз. Если подбор будущего зятя или невестки был за родителями, сейчас осуждается любое вмешательство в выбор супруга. Наперекор прежним традициям человек сам выбирает профессию, страту и географию жизни.

Старые традиции уже не руководят, а тормозят рвущуюся к свободе человеческую душу.

Индустриальная революция максимально ускорила урбанизацию. Формировалось общество потребления. Шла идеологическая конкуренция между различными социально-экономическими моделями. Психология мегаполиса гласит: скрыть свою частную жизнь — значит выжить.

А преуспеть профессионально можно, лишь «вылепив» свой имидж. Ценятся новые трудовые, дружеские, досуговые сообщества.

Все это породило и новые традиции: демонстрировать свой карьерный успех на светских торжествах; «ежегодно 31 декабря собираться в бане», укрепляя роль мужской солидарности; смотреть фильм «С легким паром!» перед очередным космическим стартом и т.д.

С другой стороны, традиции, призванные закрепить идеологические императивы, создавались искусственно. Задавались и механизмы их трансляции через различные инструменты пропаганды (например, традиции отмечать государственные праздники, по возрасту вступать в партийные подразделения и т.д.).

Важно

В постиндустриальном обществе патриархальные ценности уже непонятны. Традиции потеряли свой референт и более ни с чем не соотносятся. Они превратились в симулякр — знак, который ни на что не указывает и существует сам по себе. Теперь прежние традиции наполняются иным смыслом.

Так пост стал диетой или лечебным голоданием. Окунуться в крещенскую купель — значит получить заряд адреналина, оставить в проруби болезни и недуги. Креститься в церкви — направить свою посмертную судьбу в общество уже крещеных родственников.

Собраться вокруг пасхального кулича — всей семьей отметить наступление весны.

Информационное общество задает собственные ценностные координаты: ценен доступ к информации и коммуникации в планетарном масштабе, ценны анонимность и «аватарность»2, виртуальность и мобильность жизни.

Например, современный человек, особенно подросток, не может представить себя без устройства, при помощи которого он активно связан с «мировой паутиной», — без гаджета3.

Человек без смартфона или сотового телефона воспринимается как что-то неестественное, а для самого индивида гаджет становится продолжением руки с увеличением ее функционала. Сквозь экран своего гаджета мы воспринимаем новости, общаемся, наслаждаемся искусством.

Порой весь окружающий мир сужается до размеров смартфона. Наверное, такое восприятие реальности скоро можно будет назвать традиционным, а способ взаимодействия через подобные устройства — традицией.

Некую «антитрадицию» мы наблюдаем в современном отношении к браку. Само понятие «традиционная семья» указывает на наличие альтернативной однополой модели.

Совет

В этой оппозиции видна аксиологическая трансформация (или деформация), когда духовные по природе императивы переходят в область индивидуального суждения о том, что есть добро и зло. Главным критерием оценки становятся человеческие желания и страсти.

Западная Европа сегодня демонстрирует процесс возведения однополых союзов в традицию, запуская для этого образовательные, рекламные, пропагандистские и карательные механизмы.

Теперь мы можем заключить, что ценности живы благодаря традиции. Если ценности низвергаются, сознательно нарушаются, то впоследствии они становятся «следами на песке», и о том, кто их оставил, уже никто не помнит.

Теперь поговорим об общечеловеческих и духовных ценностях. Прежде всего это вера в существование Бога. Она отсылает нас к понятиям абсолютной любви, абсолютной истины, абсолютной справедливости.

Такая вера вырывает человека из замкнутого на самом себе бытия. Вера в эсхатологичность истории помогает человеку разобраться в смыслах и целях своего существования. Ну и конечно — ценность общения.

В нем раскрывается замысел любви ради воли Божьей и блага ближнего.

Если эти ценности сегодня важны, то какие традиции их открывают? С помощью чего?

Мы уже сказали о современной анонимности и «имиджевости». Первая делает ценности относительными, а вторая раздваивает человека на настоящего и заявленного.

В таких обстоятельствах традиция не может себя воспроизводить: во-первых, нет абсолютной ценности, традиции не на что указывать. Во-вторых, признать вечные ценности можно, только будучи честным и искренним с самим собой — будучи настоящим.

А общество ожидает от человека роли, которую можно сыграть лишь в маске. И только тот, кто столкнулся в самом себе с болезнью греха, будет нуждаться во Враче.

Кроме того, в традицию нужно погрузиться, отдать ей время, пропитаться ее смыслами. Но с временем в современном мире совсем беда.

Обратите внимание

Ритм жизни настолько интенсивный, а точнее, мы настолько пленены круговоротом потребностей, желаний и обязательств, что считаем непозволительной роскошью потратить время на то, смысла чего не понимаем.

А дети? А подростки? Разве для них сейчас не благодатный период быть внутри традиций, учиться их смыслам? Но и здесь стоит проблема «свободного времени». Подростки захвачены виртуальной игрой, коммуникацией и медиа. Съедается львиная доля времени, оставшегося от учебы, спорта, музыки и др.

К сожалению, по-старому традиция не передается.

Что же все-таки есть у нас в арсенале? Реальные потребности человека в любви, искреннем и открытом общении. Нужда разобраться в том, что же есть настоящее и истинное. Порой для всего этого у человека не хватает адекватного знания.

Спросите современного человека о Боге, духовном мире. Вы получите путаный ответ. Отсутствуют элементарные знания религиозного характера. На первый план выступает необходимость в просвещении. Надо помочь разобраться в смыслах тех или иных понятий.

Это нулевой уровень, ведь, пока не будут открыты смыслы, невозможно присвоить традицию.

У нас есть религиозные праздники, отмеченные государством как выходные дни. Праздники вообще призваны разорвать круг суетной жизни и почтить Бога, с благодарностью признавая Его Автором и Господином происходящего. Но есть опасность обесценивания их религиозных смыслов. Так случилось с праздниками Рождества и Пасхи в странах Западной Европы.

Что делать? Прежде всего не бездействовать. В обществе вакуум смыслов этих праздников еще не заполнен. Традиция еще не написана. И у церкви еще есть шанс расставить истинные акценты на рождении, смерти и воскресении Спасителя. Еще есть возможность вдохнуть религиозное почтение к христианским святыням.

Ведь в этом залог восприимчивости к благовестию. Апостол Павел смог проповедовать в Афинах именно потому, что у жителей этого города был набор смыслов и понятий, к которым возможно было апеллировать. Надо искусственно задавать в церквах традиции, которые будут понятны и приняты.

Важно

Если делать это интенсивно и последовательно, есть шанс распространить их в окружающем социуме, научить им своих детей.

Далее, нужно подбирать современные каналы для передачи традиции. Например, если жизнь становится виртуальной и технологичной, нужно творчески это использовать. Но таким инструментом надо пользоваться мудро. Например, известна так называемая виртуальная церковь. Что это? Эффективный современный инструмент или подмена реального, полного трудов и духовных побед общения, «церковь на диване»?

Духовные традиции всегда создаются искусственно теми, кто чувствует ответственность за исцеление общества. Если мы принимаем этот вызов, нам необходимо с молитвой творчески подойти к вопросу создания или восстановления таких традиций.

1 Архетипическая мифологема — народное предание, культурное и религиозное наследие.
2 Аватар — презентация себя под вымышленными именем и характеристиками.
3 Гаджет (англ.

gadget — «принадлежность», «штуковина», «приспособление», «устройство», «безделушка») — техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация). Портативность — атрибут гаджетов.

Источник: https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a522016/view/article/1384532

Культура традиционного общества: ценности и нормы

Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.

Попытаемся представить иерархию этих ценностей.

Высшей, несомненно, является БОГ. Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке — это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.

Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл экономическим категориям — богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.

Иной ценностью можно признать АСКЕЗУ — добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных, страдание, смирение.

Следующей ценностью — ВЕРНОСТЬ, проявляющуюся в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).

Обратим внимание на то, что все ценности носят сакральный (священный) характер.

Совет

В традиционном обществе складываются также и ценности второго порядка, не канонизированные церковью, тем не менее, весьма влиятельные.

Читайте также:  Сергей бодров - последний герой нашей эпохи

Укажем на ПРАЗДНОСТЬ, толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного общества противоречиво.

С точки зрения рыцарства, благородные занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд — удел простолюдинов.

Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала земледельческий труд как благородное дело.

Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В результате треть дней в году считались праздничными, запретными для работы.

Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складываются и сословные ценности, прежде всего, рыцарские: честь, воинственность, личная независимость.

Традиционное общество, таким образом, располагает широким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мирские.

Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм, также сакральных по своему происхождению.

Обратите внимание

Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными.

Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения.

В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

Традиционная культура знает и совсем иные модели поведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди перестают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют.

Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запрещено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать.

Важно

Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.

Таким образом,

o    Культура традиционного общества РЕЛИГИОЗНА. Религиозность означает двухмерность мира небесного и земного, а также сакральность основных моделей культуры.

o    В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.

Источник: https://students-library.com/library/read/43511-kultura-tradicionnogo-obsestva-cennosti-i-normy

Взаимодействие Церкви и общества: традиция как ориентир

24 октября в епархиальном управлении Покровской епархии состоялось первое заседание круглого стола на тему «Покровск: культурное наследие, современность, будущее».  С докладом выступил Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

 

Размышляя над этой темой, я вспомнил один давно прочитанный фантастический рассказ. Его главный герой в результате серьезной травмы утратил память.

И каждый день, с самого утра, он вынужден вспоминать о том, кто он, чем занимается, каковы его цели и взгляды на жизнь? К вечеру он достигает прежнего уровня знаний, но снова наступает ночь, стирающая его память. Этот человек вызывает чувство сожаления.

Мне кажется, что народ, забывающий свои традиции, можно сравнить с этим героем. Также в каждом поколении накапливается опыт отношения к жизни и смерти, устроения семьи и государства, сохранения душевного и духовного здоровья. Но вот поколение сменяется, и все начинается заново.

Такую модель общественного развития можно назвать как угодно — прогрессом, демократией, индустриальным или постиндустриальным обществом. Но людям в любом случае приходится расплачиваться за забвение.

И  платой становятся не только утраченные знания, но и сломанные судьбы людей, вынужденных за свой недолгий век заново изобретать велосипед в области нравственности и культуры.

Ведь культура — это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом и каждой отдельной личности, совокупность традиционно передаваемых от поколения к поколению норм и образцов поведения.

Что же такое традиция? Авторы Энциклопедического словаря определяют это понятие так:  «Традиция — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды».

Обычай — это повторяющийся, привычный способ поведения людей в определенной ситуации.

В обычае находят свое проявление религиозные воззрения, нравы общества, на их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природно-климатические условия, социальное положение людей. Обряд является внешним выражением традиции или обычая.

Совет

Он дает как бы готовое русло для проявления чувств и избавляет человека от необходимости искать в минуту сильных эмоций путь для их проявления. Приблизительно так трактовал смысловую функцию обряда известный писатель В. В. Вересаев.

В настоящее время принято говорить о возрождении традиций русского народа.

Но подразумевается при этом чаще всего именно возрождение обрядов — пение рождественских колядок, катание крашеных яиц с горок, исполнение народных песен.

Но как бы ни были замечательны эти обряды, их исполнение не приведет автоматически к возрождению традиций. Потому что основу традиций составляют не внешние действия.

Если мы действительно хотим возродить традиции русского общества, нам нужно вспомнить о соборности, жертвенности, высоких идеалах служения, братолюбия, которые всегда влияли на жизнь наших предков, определяли во многом историю нашего народа. А эти принципы, эти качества души были воспитаны Церковью на основе Православия.

В советское время было принято много ругать Русскую Православную Церковь. Так много, что штампами и лозунгами советской пропаганды до сих пор питается атеистическая проповедь.

Однако невозможно отрицать, что многие обычаи и обряды христианского общества — крестные ходы, отпевание усопших, почитание мощей святых — были использованы для создания атеистических, квазирелигиозных традиций.

Глядя на демонстрации, гражданские панихиды, почитание тел вождей, понимаешь, что речь не идет о рациональных формах политического и социального устроения общества. Это обращение к высшим, а именно религиозным, сакральным чувствам человека.

Но традиция, оторванная от живительного источника веры, от связи человека со своим Творцом, засыхает. Это мы видим опять же на опыте советского государства. Те обряды, которые вызывали восторг и воодушевление в 20-е годы, к 80-м превратились в пустую форму, которая уже не выражала живых человеческих чувств.

Сегодня мы находимся в уникальной ситуации — во многих городах, селах нашего Отечества традиции уничтожены, просто вырваны с корнем. Простой человек сразу не ответит, в чем заключаются традиции его семьи, его малой Родины.

Обратите внимание

И наша задача — не только возродить утраченные, но и наметить созидательный план развития новых благих начинаний, основанных на православных ценностях, которые станут впоследствии добрыми традициями.

В этом я вижу основную цель проведения мероприятий, подобных тому, которое мы начинаем сегодня.

Обсуждение во время круглого стола — это попытка взглянуть на нашу повседневную жизнь немного со стороны, чтобы увидеть, есть ли в ней развитие, что движет людьми, что их привлекает.

А также, чтобы наметить перспективы развития.

Надеюсь, что наша встреча запомнится всем участникам не только интересными идеями, активным обсуждением докладов и продуктивным общением, но еще и теми делами, которые за ней последуют.

Желаю всем помощи Божией и успехов в работе круглого стола.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/14039

Православная церковь и нравственные ценности в современном мире

Сапожников В. Ю. Православная церковь и нравственные ценности в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 210-211. — URL https://moluch.ru/archive/185/47442/ (дата обращения: 14.02.2019).



Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера.

Наряду с этим вместо утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается материальным благам и потребительским нуждам. На фоне этих событий проблема сохранения отечественного духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей является особенно актуальной и значимой, т. к.

именно духовная основа позволяет человеку правильно осмысливать события в его жизни и в жизни общества, принимать верные решения.

В XX веке человечество столкнулось с великими изменениями или точнее — потрясениями, что связано с различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими неустоями и дестабилизирующими процессами.

Все это дало толчок к деформации духовной культуры общества.

В числе важнейших проблем выступает смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, расшатывание и забвение вековых устоев, национальных особенностей, историко-культурных традиций и обычаев

Во все времена великие духовные наставники призывали человека к духовному совершенствованию, строгому контролю над своим поведением, к тому, чтобы постоянно направлять свой разум к познанию Божественной истины, изложенной для человека в Священном Писании, которое зиждется на любви к Богу и к ближнему.

Следуя этому, человек познает мир сквозь призму духовных ценностей, которые становятся главным фактором, регулирующим его поведение и моральное совершенствование, что является фундаментом воспитания и формирования конкретной личности и всего общества.

Основу ментальности, духовных ценностей и традиционного воспитания восточнославянских народов составляет православная вера.

Именно православная церковь провозглашает и несет человеку Божественную истину о спасении человеческой души.

Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности и нравственные нормы и убеждения в процессе воспитания и обучения определялись ими как основополагающие.

Важно

Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать и изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; православный богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших духовных ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и всем образом своей жизни способствовала духовному просвещению своего народа.

Управление, прежде всего собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над исправлением своих недостатков, над нравственным возвышением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей любви, добра, красоты должно являться смыслом жизни каждого человека.

Также необходимо подчеркнуть важность правильной организации направленности познаний личности и всего нравственного воспитания, которое вырастает из семейных отношений. Общеизвестно, что именно в семье сконцентрирован огромный воспитательный потенциал и поэтому особенно важным является то, в каком ключе строятся в ней взаимоотношения.

Христианские ценности имеют базисный статус в нравственных традициях восточнославянских народов.

Необходимо усиленное внимание к актуализации изучения православных традиций воспитания в содержании образовательного процесса наряду с сохранением этнокультурного наследия русского народа на современном этапе развития общества.

Формирование личности на основе православных ценностей и исторически обусловленных культурных особенностей должно выступить методологическим ориентиром национальной педагогической научной среды, что в будущем будет являться определяющим фактором благополучного состояния, а также национальной безопасности всей страны.

Государственная власть в настоящее время признала, что Церковь является одним из основных социальных институтов, чей духовный потенциал и исторический опыт оказал влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Нравственная сила Церкви сегодня все более энергично применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития одна из самых злободневных в современном обществе.

В условиях смены ценностей молодежи необходимо определить новые ориентиры в гуманитарной среде. В связи с этим изучение истории Церкви важно с позиций социокультурного феномена, который является неотъемлемым элементом культурно-исторического звена с одной стороны и гуманистического образования с другой.

Совет

Современное молодое поколение живет в социальной среде, впитавшей в себя разнообразные культовые идеи, и в первую очередь православную этику, при этом религиозные представления у подавляющей части молодых людей являются лишь составной частью миропонимания, а духовно-нравственные ориентиры не занимают ведущего места. Вместе с тем Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа, поэтому она имеет высокую оценку в глазах современной молодежи.

В этой связи сила духовной этики в настоящее время все более активно применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира человека. Говоря о воспитании, Ушинский К. Д. говорил, «что православное учение должно проникать во все сферы жизни человека».

Просветительская работа Церкви в школах проводится в разнообразных формах. Уже более 10 лет работают православные гимназии, где формируются чувства патриотизма, а также синтез веры и знания.

Первая подобная гимназия была основана обществом «Радонеж» в 1991 году. Кроме того, учреждаются национальные школы, где проводятся просветительские мероприятия.

Так, в частности в Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской областях ведется преподавание предмета «Основы православной культуры».

С 2000-го года в высших учебных заведениях Курска и Воронежа ведутся научно-практические и просветительские чтения и конференции — Покровские педагогические, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Татьянинские и другие.

Для дальнейшего развития социальных и просветительских проектов в студенческой среде организована ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», основателями которой стали 10 университетов Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Воронежа, Тамбова, Совет ректоров и Духовная академия.

Обратите внимание

В ряде учебных заведений организованы часовни, которые способствуют воспитанию обучающихся на базе традиционных ценностей, формируют нравственную атмосферу среди педагогов и студентов.

Нужда в более обстоятельном и долговременном сотрудничестве Церкви и науки привела к образованию в 1999 году Объединенного научно-религиозного учреждения в Москве и в будущем планируется создать такую организацию в регионах России.

Таким образом, признание образования как составляющей духовного миросозерцания позволит сформировать эффективную систему образования, в которой каждому и всем будет открыт путь к высшему воспитанию своих духовных задатков на основе саморазвития, самоопределения, самореализации.

Именно такое признание будет способствовать пониманию человеком себя в мире социальной, предметной, и духовной культуры, что определит модель образования с точки зрения трех факторов — организационного, методического и социального, ведущая роль при этом, на наш взгляд, должна отводиться Православной Церкви, как хранительнице культурных и духовных традиций российского народа.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 655 с.
  2. Ершов Б. А. Роль РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодежи в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 4. С. 62–66
  3. Кузнецов В. А. Взгляд РПЦ на модернизацию России // Человеческий капитал. — 2014. — № 2(62). С.64–67

Основные термины (генерируются автоматически): духовная, Православная Церковь, Божественная истина, Воронеж, цель воспитания, ценность.

Источник: https://moluch.ru/archive/185/47442/

Традиционные семейные ценности как основа формирования культуры современного общества и личности

Тарасенко М.В.

Читайте также:  Записки истории: приключения русской армии в париже

отдел делопроизводства и контроля Администрации города Лабытнанги

Волошина Н.В.

Муниципальное учреждение «Управление культуры Администрации города Лабытнанги»

В данном докладе исследуется позиция современной православной церкви в отношении традиционных семейных ценностей, с одной стороны, и социальных институтов государства и общества – с другой а также механизмы их взаимодействия на примере жизни отдельно взятого города, представлен опыт сотрудничества в деле сохранения духовных основ государства.

История развития российского государства со времени принятия христианского учения и до наших дней свидетельствует об одном: в годы страшных испытаний, в периоды жестоких духовных, политических и социально-экономических разорений, вся тяжесть которых суровым бременем ложится на плечи простого народа, именно православная церковь является по сути единственной и неизменной хранительницей духовно-нравственного идеала. Именно православное учение из поколения в поколение передает нравственный опыт духовного здравия человеческой личности, проповедует опыт духовного совершенствования, наставляет на путь постижения человеком нравственной и духовной истины, делающей человека в высшей степени свободной личностью!

Русская Православная Церковь подарила миру не только великих подвижников и мыслителей, но и мало кому известных исповедников православного учения, способных внятно, просто и открыто говорить об истинных ценностях столь часто попираемых пресловутым массовым сознанием и массовой культурой.

В ускоряющемся с катастрофической силой хаосе мирового социально-культурного и нравственного кризиса, нашему Отечеству не выстоять без многовекового опыта православной церкви.

С первых шагов жизни человек пытается идентифицировать себя с обществом, в котором он делает эти шаги, а позже и временем в котором находится. Первым обществом для человека становится, как правило, его семья, его родные и близкие. Здесь приобретается начальный, в том числе и духовный опыт человека.

Именно с этим опытом закладывается основа ценностных ориентиров (впоследствии – жизненных приоритетов). От того, как сформируется система ценностей (и сформируется ли она), зависит кем станет человек для общества и государства.

То, что становится ценностью для человека определяет его путь «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21).

Важно

Вопрос сохранения традиционных семейных ценностей является одним из ключевых в жизни современной православной церкви. Активная церковная политика способствует тому, что государство начинает прислушиваться к взглядам православных граждан, официально включая религиозный аспект в стратегию развития Российской Федерации.

Ясность церковной позиции и все более усиливающийся интерес, конструктивный настрой государства на плодотворный диалог делают данную тему актуальной для многих православных россиян – простых граждан, пытающихся выстраивать жизнь своих семей, воспитание детей в соответствии с церковным учением и одновременно в любви и уважении к Отечеству, его прошлому и настоящему.

Русская православная церковь рассматривает семью и брак как божественное установление [[1]]. В начале времен, при сотворении человека Творец создал его «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27).

В документе, подготовленном Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, говорится: «Семья, основанная на постоянном брачном союзе мужчины и женщины, одной из важнейших целей которого является рождение и воспитание детей, является основой общества, необходимой для продолжения существования человеческого рода и каждого народа. Семья и брак тесно связаны с подлинными достоинством и свободой человека. Они занимают уникальное место в жизни Церкви и всего общества. Все народы и цивилизации в истории человечества вели семейный образ жизни, без которого были невозможны их существование и благополучие» [[2]].

Руководитель сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований Белобородов И.И. выделяет комплекс этических принципов, позволивших обеспечить российской семье вековую устойчивость, социальную и демографическую стабильность:

единобрачие;

целомудрие;

супружеская верность;

семьецентризм;

общественное одобрение брака;

ранняя брачность;

межпоколенная семейная организация на базе общего домохозяйства;

строгая семейная иерархия;

пожизненный характер брака;

высокая репродуктивность[[3]].

Применимы ли данные принципы к современной семье? Большинство ответит «нет».

Мы можем сожалеть по этому поводу, можем сколько угодно говорить, что именно такой подход к пониманию смысла семейной жизни обеспечит стабильность, устойчивость и государственную безопасность.

Закрепление государством этических принципов на законодательном уровне невозможно по определению и вредно по сути, так как лишает человека права выбора, что нарушает, прежде всего, церковное учение о свободе человека.

Между тем, государство создает условия для сотрудничества православной церкви и государственных (региональных, муниципальных) учреждений. Главным образом это связано с социальной сферой и сферой культуры.

Приведем ряд примеров из жизни нашего муниципального образования. На сегодняшний день в городе Лабытнанги ведется систематическая работа по сотрудничеству между учреждениями культуры, образования, здравоохранения и приходом православного храма в честь Вмч. Георгия Победоносца.

Городской краеведческий музей, библиотечная система, детская школа искусств, муниципальные средства массовой информации проводят различные мероприятия в рамках межведомственного взаимодействия с участием воспитанников детской воскресной школы,  прихожан и священнослужителей. Это взаимовыгодное сотрудничество играет большую роль в жизни нашего города, являясь проводником традиционных семейных ценностей, а также способствует укреплению межнациональных и межконфессиональных связей.

Совет

Так, в 2016 году на базе учреждений культуры прошел ряд праздничных Пасхальных мероприятий для прихожан храма и воспитанников воскресной школы. До конца года будут реализованы мероприятия в честь празднования Рождества Христова, в которых примут участие не только прихожане храма, но и жители города, испытывающие интерес к православной вере.

В сентябре 2016 года в Лабытнангской городской больнице освящена молельная комната. Начинает развиваться волонтерское движение.

Настоятель храма регулярно принимает участие в мероприятиях для обучающихся школ города, на которых традиционные семейные ценности рассматриваются и с религиозной, и со светской точек зрения. Эти встречи помогают подрастающему поколению получить знания о духовных основах нашего Отечества, формируют их личное отношение к истории и культуре.

В 2017 году централизованной библиотечной системой во взаимодействии с настоятелем городского храма   запланирована реализация проекта «Школа духовно-нравственного воспитания», в рамках которого пройдут мероприятия, посвященные семье Царственных Страстотерпцев для воспитанников воскресной школы и обучающихся общеобразовательных учреждений города.

Мы видим живую заинтересованность муниципальных и окружных структур в плодотворном сотрудничестве. Отрадно осознавать, что власть создает условия для ведения диалога о духовных, в том числе и о традиционных семейных ценностях.

Российскому обществу очень важно найти формы диалога представителей разных возрастных и социальных групп, наполнить это общение живым словом.

Наши дети должны воспитываться на примерах жизни православных святых, являющихся небесными покровителями православных семей, это, конечно же, Петр и Феврония Муромские, преподобные Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, показавшие образец святости и христианского устроения семьи, святые супруги мученики Адриан и Наталия, которые в жизни и в смерти сумели сохранить святость брака, Ксенофонт и Мария, испытавшие тяжкие скорби при расставании с любимыми сыновьями и после долгих поисков чудесно их нашедших. Жития святых – самый лучший пример для детского сердца. Они учат любви, мужеству, терпению, помогая сформировать правильный вектор человеческой жизни.

Семейные ценности и информационное пространство

Данную часть доклада можно было бы озаглавить по-другому, например: «Как не испытать культурный шок после просмотра социальных страниц своих драгоценных детей». Речь идет о личном опыте не столько родителя, сколько преподавателя детской воскресной школы.

Обратите внимание

Люди, сталкивавшиеся с подобной ситуацией наверняка испытывали те же чувства, когда просматривая детские страницы, хочется кричать «Родители! SOS! Это ваши дети! Просмотрите их «лайки» Вас ничего не пугает?». И это только часть проблемы.

Мы окружили наших детей компьютерами, планшетами, телефонами, так чтобы наши драгоценные чада не чувствовали себя изгоями среди сверстников. И что в результате получили? Получили крепкую устойчивую и ничем не замещаемую зависимость, последствия которой будут катастрофическими.

Рождается только одна ассоциация: пристрастие к развлечениям доступным человеку через современные электронные технологии – страшная душевная язва, способная уничтожить почву, на которой формируется личность человека.

К сожалению, приходится признать, что общество на сегодняшний день не готово отказаться от «великих виртуальных благ». Редко удается встретить родителей, пытающихся противостоять информационному насилию. В основном люди не чувствуют никакой угрозы.

И здесь православная церковь должна, приложить все возможные усилия, прежде всего, организовать просветительскую работу среди родителей. Особое внимание необходимо уделять беседам с детьми, мероприятиям, объединяющим детей и родителей в стремлении к Богу.

Невозможно запретить современному человеку пользоваться ставшим для него привычным и доступным информационным пространством, но научить человека, находясь в этом пространстве, не попадать в психологическую зависимость крайне важная социально-культурная задача!

И вновь, опираясь на собственный опыт, необходимо отметить, что информационное пространство стало чище и в этом большую роль играет государство.

В качестве примера можно привести случай: осенью 2015 года возникла необходимость пошива косынок для воспитанниц воскресной школы, запрос в поисковой системе «выкройка косынки» выдал результаты, содержащие множество нецензурных материалов. Спустя год результаты подобных поисковых запросов соответствуют заявленной тематике.

Традиционные семейные ценности в глобальном пространстве

«Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время – явить этот образ миру, потерявшему пути свои, потому что только в Православии и истина и спасение русского народа, а в будущем и всего человечества» [[4]].

Важно

Упрощение нравов вытесняет из общественного сознания понятие объективной нравственной нормы и греха. Разрушается культура народа, утрачиваются традиционные семейные ценности. Выше уже упоминалась важность такой категории как идентичность личности. В макромасштабах нарушение христианской идентичности приводит к трансформации христианской идеологии в антихристианскую. Рушатся основы морали.

В тот момент, когда человек забывает о своем божественном предназначении, он начинает разрушаться. Общество отказывается от высшей идеи и замещает ее материальным благополучием, то есть земным, но все земное временно и тленно.

Культура народа – это сложный живой организм, отравить и уничтожить корни – значит уничтожить этот самый народ. А корни культуры – это ни что иное как семья – основа основ.

Семейный союз  будет тем крепче, чем больше в нем уважения, любви и веры.

В Документе Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства говорится: «Достойны осуждения, наносят тяжкий ущерб обществу и являются серьезным нарушением подлинных прав человека попытки отрицать истину о браке как союзе мужчины и женщины путем законодательного признания и противоестественного приравнивания к семье и браку различных видов однополых союзов. Ни один закон не может изменить объективную реальность, сделав браком и семьей то, что ими не является. Безусловным злом, является ситуация, когда лицам, живущим в подобных союзах, разрешается усыновление или взятие под опеку детей, что лишает их самой возможности получить опыт подлинной семейной жизни и нормальное нравственное воспитание.

Несовместима с истиной о человеке и наносит тяжкий ущерб обществу так называемая гендерная идеология в различных ее вариантах, которая отрицает саму человеческую природу, утверждая, что мужская и женская идентичность не связаны неразрывно с биологическим полом человека, кото­рым они определяются, а искусственно конструируются в результате научения и влияния общества, могут свободно выбираться или вовсе утрачивать свою определенность. Элементы этой идеологии, лишенной научного основания, сегодня нередко насаждаются в некоторых государствах и на международном уровне настолько агрессивно, что это вызывает вос­поминания о тоталитарных режимах прошлого, осуществлявших преследование христианских убеждений» [[5]].

Легализация однополых браков в большинстве стран Западной Европы, внедрение ювенальной системы, попрание семейных традиций свидетельствуют о деградации Запада. Что ждать в ближайшей перспективе? Работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в ближайшие годы. Как и детская эвтаназия [[6]] .

Процесс глобализации носит объективный характер, наивно было бы полагать, что Россия может остаться в стороне от этих процессов. Через различные неправительственные организации, средства массовой информации, интернет и массовую культуру в наше общество уже сегодня внедряются те же инициативы, которые были успешно реализованы на Западе.

Российское общество должно быть готово к тяжелой, сложной и длительной борьбе за сохранение, укрепление и развитие традиционных семейных ценностей. Факторов, разрушающих культуру великое множество.

Совет

Не стоит все сводить к внешней угрозе, очень многое зависит от гражданской позиции каждого человека в отдельности.

Исторический и духовный опыт Русской Православной Церкви может стать прочной основой российской государственности, если государство будет готово этот опыт усвоить.

Данный доклад был написан с позиции человека, пришедшего к вере в «лихие 90-е». Нам не говорили о Боге в нашем детстве наши родители. И до сих пор мы начинаем с ними этот разговор первыми. Нам советовали не прислушиваться к бабушкиным «сказкам про Бога», так как его не существует, а между тем крестили нас, но не предавали этот факт огласке.

Мы получили очень много хорошего от советского воспитания. Нас научили быть честными, добрыми, трудолюбивыми. Нам говорили об ответственности и смысле жизни. Но о вечности человеческой души, о Граде Небесном умалчивали. Можно ли назвать ценности, на которых мы росли традиционными? Скорее всего, нам была доступна их малая часть. Пути Господни неисповедимы.

Мы учились традициям по книгам и советам людей, которых посылал нам Господь.

У многих из нас за плечами не один брак, а у кого-то не сложился ни один, но своим детям мы говорим о любви к Богу и Отечеству, о важности сохранения чистоты, целомудрия, о верности семейным традициям.  Поколение новоначальных.

Мы возрождаем традиции, знания о которых получены не по преемственности от старшего поколения своих родных, а большей частью из книг и жизненного опыта.

«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», – сказал Преподобный Серафим Саровский, в этих словах заключается принцип человеческой жизни. И каждому из нас важно осознать меру личной ответственности перед Богом и будущими поколениями.

В современной России есть механизмы борьбы с деструктивными процессами, происходящими в мире и одна из приоритетных задач православной церкви – это возрождение и сохранение традиционных семейных ценностей в сотрудничестве с обществом и государством.

 

[1]          Защита и укрепление семьи и традиционных семейных ценностей: Задача Церкви, государства и общества. Сборник материалов. Документы, выступления. Выпуск 2, 2016. — 11 с.

[2]          Там же. — С. 11 — 12.

Источник: http://yamal-obr.ru/articles/tradicionnie-semeynie-cennosti-kak-osn-7/

Ссылка на основную публикацию